• Постоянно практикуйте выполнение прыжка от начала до конца. Делайте его дома в гостиной, на улице на траве, в фойе школы! Тренируйтесь также и на льду. Мышечная память играет здесь важнейшую роль.
  • Если вы разучиваете прыжок впервые, не думайте о приземлении, концентрируйтесь только на вращении. Как только вы сможете совершить полный виток, начните думать о петле после акселя, это поможет вам приземлиться на правую ногу.
  • Никогда не забывайте о положении рук! Обычно, если вы складываете руки, ваши ноги также автоматически скрещиваются. Также, если вы кладете руки на правое плечо, вы вращаетесь в воздухе быстрее.
  • Да, это будет звучать невероятно глупо, но это действительно работает! Представьте себе идеальный аксель. Начните скользить назад. Вообразите, как отрываетесь от земли. Делайте то, что вы представляете. Представьте, как вы складываете руки и скрещиваете ноги. Делайте все так, как это происходит у вас в голове. Представьте идеальное приземление. Сделайте так же. Поверьте, это на самом деле работает! Мой тренер попросил меня делать это, и я завершил прыжок! Однако, помните, что, даже если вы успешно приземлились в первый раз, возможно, вы не сможете сделать это во второй – и это нормально, потому что затем вы проанализируете, что вам необходимо для того, чтобы выполнить прыжок чисто и безопасно. Достичь постоянства в выполнении этого прыжка – самый сложный этап, но не сдавайтесь!

  • Вам понадобится гораздо больше усилий и работы. В среднем, чтобы научиться выполнять аксель, требуется год. Иногда больше, но пусть это вас не смущает! Это вполне выполнимо, и, если вы сделали это однажды, следующий прыжок дастся вам гораздо легче.
  • Тренируйтесь выполнять аксель каждый раз, когда идете кататься на коньках! Совершенство приходит со временем. Это прыжок, который требует 150 падений – но зато 151-я попытка будет успешной!
  • Каждый раз, когда вы делаете прыжок – мысленно, на земле или на льду – держите в голове фразу «Я могу это сделать». Затем, прыгайте. Важно, чтобы вы повторяли эти слова еще до того, как начнете тренироваться на льду: фраза начнет ассоциироваться с успешными прыжками, и при выполнении акселя на льду вы будете думать, что вы делаете его на другой поверхности – как результат, вы безупречно совершите прыжок.
  • Пусть кто-то, кроме тренера, посмотрит на ваше исполнение акселя. Вам может казаться, что ваши ноги скрещены, но на самом деле это может быть не так.
  • Представьте, что вы медленно прогрессируете в исполнении акселя, но вы хотите резкого прорыва. Вы устали от бесконечных попыток, потому что кажется, что вы двигаетесь в никуда, но однажды внезапно у вас все получается! Терпеливо идите к этому дню и никогда не останавливайтесь.

ru.wikihow.com

Общие сведения о прыжках в программах

Прыжки считаются обязательными элементами и частью программы для спортсменов, занимающихся профессиональным фигурным катанием. Данные элементы являются наиболее яркими, их выполняют на льду во всех дисциплинах. Без прыжков работают лишь фигуристы, избравшие в качестве основной своей деятельности спортивные танцы. По словам опытных спортсменов, прыжок в фигурном катании придает остроту ощущениям и требует не только красоты, но и высокого качества исполнения.

Аксель прыжок в фигурном катании«>

Какими бывают прыжки у фигуристов?

Со временем в любом виде спорта появляются дополнения и изменения. В настоящий момент современные фигуристы включают в свои показательные выступления сразу несколько видов прыжков. Всего их шесть. Каждый прыжок в фигурном катании входит в свою подгруппу. В общей сложности их насчитывается две, в каждой по три прыжка разного вида. Итак, различают прыжки:

  • Реберные.
  • Зубцовые.

При этом первый вид предполагает, что в процессе выполнения упражнения фигурист отталкивается ребром своего конька (его называют опорным) от поверхности льда. А зубцовые позволяют сделать толчок от зубца или носка свободной ноги. При этом любой прыжок в фигурном катании является специфичным. Он требует от спортсмена особой подготовки и владения техникой выполнения.

Аксель прыжок в фигурном катании«>


Возможность усложнить текущую программу выступления

Многие спортсмены могут усложнять свою программу, устраивая настоящие «водопады», или «каскады» из прыжков. В итоге выполняются прыжки с двумя, тремя и четырьмя различными вариациями. И только самые сильные фигуристы могут выполнять прыжки сразу с четырьмя оборотами.

Аксель прыжок в фигурном катании«>

Что такое зубцовые и реберные прыжки?

К реберным можно отнести такие элементы, как сальхов, аксель и риттбергер. А к зубцовым – лутц, тулуп и флип. В настоящий момент самый сложный прыжок в фигурном катании — аксель. Далеко не каждый спортсмен способен его выполнить. Подробнее о нем и других видах прыжков мы и расскажем далее.

Особенности выполнения и история происхождения тулупа

Первые прыжки в фигурном катании с данным названием были выполнены американцем Брюсом Мэйпсом в начале 1920 года. Свое название данные элементы получили за счет сложностей перевода. Так, это не одно, а сразу два слова — toe и loop, что в переводе на русский означает «петля в носке». Выполняется такой прыжок обычно с использованием внешнего ребра левой ступни. При этом после его выполнения спортсмен оказывается в том же положении, что и до прыжка.

Аксель прыжок в фигурном катании«>

Что собой представляет флип?


Как вы уже поняли, исполнение прыжков в фигурном катании имеет свою историю. Так, второй по сложности элемент под названием флип, впервые был выполнен в середине 70-х годов. Как оказалось, не сохранилось фамилии человека, впервые его реализовавшего.

Однако достоверно известно, что это был мужчина, а в женском катании этот элемент был освоен лишь к началу 80-х годов. Это и неудивительно. Техника выполнения этого эффектного элемента довольно сложная. Делается он с разворота. А далее фигурист делает толчок от внутреннего ребра левой ноги и подпрыгивает.

История происхождения и особенности выполнения лутца

Лутц – это далеко не первый самый сложный прыжок в фигурном катании, но его также нельзя назвать и легким. Выполняется он по своеобразной траектории S, а толчок вверх делается от внешнего ребра левой ноги. Первый раз этот прыжок удался австрийцу Алоизу Лутцу в 1913 году.

Прыжки риттбергер и сальхов

Сальхов считается одним из самых простых реберных прыжков. Свое название он получил в честь шведа Ульриха Сальхова. Именно этот спортсмен впервые выполнил его в 1909 году. Выполняется этот элемент с разворота. Он сопровождается дополнительным махом правой ноги, а в качестве толчковой используется левая нога (ее внутреннее ребро).

Риттбергер, или луп, был выполнен немецким фигуристом Вернером Риттбергером в 1910 году. Это прыжок средней сложности, выполняемый с внешнего ребра, но не левой, а правой ноги.


Аксель прыжок в фигурном катании«>

Несколько слов из истории о первом прыжке

Первый прыжок в фигурном катании был сделан лучшим норвежским фигуристом Акселем Паульсеном. Именно этот человек впервые выполнил необычайно сложное вращение и приземление, используя беговые коньки. Было это в 1882 году. Впоследствии этот элемент назвали в честь норвежского спортсмена — аксель.

В чем заключается техника исполнения акселя?

Как мы уже сказали, аксель – это самый сложный прыжок в фигурном катании. Год его выполнения навсегда запечатлен в истории современного фигурного катания. Его сложность заключается в том, что выполняется он с определенным посылом вперед. Из-за этого общее число оборотов оказывается неполным.

В зависимости от сложности данных оборотов аксель может быть одиночным, двойным, тройным и четверным. Так, одиночный прыжок предполагает выполнение в полтора оборота. Двойной – два с половиной, тройной – три с половиной, а четверной, соответственно, четыре с половиной. Интересно, что несмотря на стремительное развитие техники обучения современных спортсменов, выполнение четверного акселя по-прежнему считается большой редкостью. С такой задачей могут справиться только лучшие фигуристы.

Аксель прыжок в фигурном катании«>

«Перекидные» и «одноногие» прыжки


Аксель, выполненный менее чем в полтора оборота, назвали «перекидным», «испанским» или «вальсовым прыжком». Несмотря на свою схожесть с начальным элементом, этот прыжок выполняется без предварительной группировки, что делает его более простым. Чаще всего его используют вместо некоего связующего элемента в длинной спортивной программе.

В случае, когда во время прыжка фигурист опускается на ту же ногу, которой отталкивался, этот элемент принято называть «одноногим» акселем.

Особенности выполнения акселя

Если год первого сложного прыжка в фигурном катании мы уже знаем, стоит немного подробнее изучить особенности его выполнения. Что же в нем такого сложного? Для его выполнения, говорят спортсмены, необходимо заходить против часовой стрелки. Делается он так:

  • Сначала фигурист выполняет разминочное скольжение на правой ноге, дабы набрать скорость.
  • Затем он делает выпад, разворачивается.
  • Смещает вес тела на левую ногу и медленно снижается, приседая на ней.
  • Далее он осуществляет скольжение на левой ноге.
  • Подпрыгивает вверх, притормаживая при помощи лезвия конька и одновременно поднимая свободную ногу вперед.
  • Выполняется оборот в воздухе, во время которого спортсмен группируется и приземляется на правую ногу.

Интересные факты о выполнении сложных прыжков

Первым, кто выполнил аксель после его создателя, стал Дик Батон. Фигурист идеально повторил идеальный этот сложнейший прыжок во время Олимпийских игр 1948 года. Затем прыжок с тремя оборотами правда, с характерными ошибками, выполнил фигурист из Канады – Верн Тейлор. Было это также в 1948 году. Ровно через три года повторить тройной прыжок, но без ошибок, смог Александр Фадеев.

Как видите, покорение акселя, да и то с большим трудом, давалась исключительно мужчинам. Этот элемент требует от спортсмена отличной физической подготовки. Однако эту несправедливость удалось устранить спортсменке Соне Хени. Она стала первой фигуристкой, которая выполнила этот элемент без ошибок и падений. После нее эстафетную палочку подхватила Кэрол Хейсс, которая в 1953 году выполнила аксель с двумя оборотами. Тройной прыжок в 1988 году покорился не менее очаровательной Мидори Ито. Несмотря на то что с тех пор прошло много лет, никто из девушек и мужчин так и не смог сделать аксель с четырьмя оборотами.

www.syl.ru

Аксель


перекидной прыжок в фигурном катанииАксель – прыжок в фигурном катании, который рассматривается фигуристами как наиболее сложный элемент в плане технического исполнения. Прыжок является единственным, выход на который осуществляется при движении вперед. Правильное выполнение акселя требует от фигуриста скольжения наружу и совершения выпада на правой ноге с разворотом вперед. Во время прыжка фигурист одновременно выбрасывает одну свободную ногу и слегка притормаживает другой.

Вращение в воздухе при выполнении акселя нуждается в быстрой перегруппировке, что обеспечивает гладкий упор на маховую ногу. Несмотря на отталкивание при разгоне вперед, спортсмен приземляется спиной к направлению движения. Поэтому данный прыжок в фигурном катании является уникальным элементом, где количество вращений вычисляется исключительно с половинами.

На протяжении длительного времени аксель считался мужским элементом фигурного катания. Лишь в середине прошлого века американка Кэрол Хейсс закрепила за собой титул первой женщины, которой покорился двойной аксель. Позже, в 1988 году, тройное вращение при выполнении элемента удалось японке Мидори Ито. С того времени достижение спортсменки на официальных соревнованиях удалось повторить лишь пяти девушкам. Впрочем, аксель для женщин не считается абсолютно обязательным элементом программы.

Сальхов


прыжок в фигурном катании называетсяНаверное, для фигуриста-профессионала не существует более легкого прыжка по сравнению с сальховом. Этот одинарный реберный прыжок впервые исполнил Ульрих Сальхов в 1909 году. Через какое-то десятилетие спортсмены принялись демонстрировать двойные и тройные сальховы. Ну а четверной прыжок покорился юному фигуристу Тимоти Гейблу в 1998 году.

Если говорить о технике выполнения прыжка, то заключается она в следующем. Заход на вращение осуществляется дугой по направлению назад-внутрь. Параллельно с этим выполняется мах свободной ногой вокруг корпуса. Приземляется спортсмен на наружное ребро, после чего маховая нога опускается на площадку и продолжает движение.

Петля

Петля – реберный прыжок в фигурном катании, широко известный также как «луп». Впервые на международных соревнованиях элемент выполнен немецким фигуристом Вернером Риттербергером в далеком 1910 году.

Техника исполнения петли требует скольжения в направлении назад-наружу с опорой на правую ногу. При этом свободная нога заходит накрест по отношению к опорной, разворачивая корпус против часовой стрелки. Одновременно выполняется отталкивание с правой ноги.

Тулуп

четверной прыжок в фигурном катанииНаиболее распространенный прыжок в фигурном катании называется тулуп. Именно с него многие спортсмены начинают знакомство с техническими элементами спортивной дисциплины. Впервые с единственным оборотом прыжок был выполнен в 1920 году американским спортсменом Брюсом Мейпом. Позже к сложности элемента были добавлены еще три вращения.


Сегодня фигуристы рассматривают тулуп как достаточно легкий прыжок в фигурном катании. Для технически верного выполнения элемента требуется отталкивание с носка левого конька, вращение назад и приземление на наружное ребро опорной ноги. Фигуристы, выполняющие прыжок в движении за часовой стрелкой, соответственно, меняют ногу для отталкивания и приземления.

Перекидной прыжок вполоборота

По сравнению с тулупом в три или четыре вращения перекидной прыжок в фигурном катании считается относительно несложным элементом. Выполняется он с подсечки по направлению против часовой стрелки. Далее осуществляется прокат на чуть согнутой в колене правой ноге. При движении на внешней поверхности лезвия конька с руками, разведенными во фронтальном направлении, происходит заход на прыжок.

Резко перемещая правую ногу впереди левой и распрямляя согнутое колено, можно выполнить довольно простое вращение вполоборота. При этом руки выступают в качестве выталкивающей силы.

Чтобы перекидной прыжок не сорвался, начиная с момента смены ног при отталкивании, нужно постараться зависнуть на мгновение в подвешенном состоянии. Полностью левая нога распрямляется лишь в прыжке.

Флип

аксель прыжок в фигурном катанииВторым по сложности элементом среди группы носковых прыжков в фигурном катании является флип. Свое название элемент получил благодаря характерному щелчку, который слышат спортсмены во время его исполнения. Тройной флип впервые выполнен в середине 70-х. К сожалению, четверной прыжок в фигурном катании пока так никому и не покорился.

Выполнение флипа требует захода по направлению назад, с упором на внутреннее ребро опорной ноги. Далее носок свободной ноги ударяется о площадку, после чего происходит отталкивание с вращением и выкат назад-наружу.

Лутц

Профессиональные фигуристы рассматривают лутц как самый сложный в техническом плане носковый прыжок. Впервые элемент был продемонстрирован австрийским спортсменом Алоизом Лутцом на международных соревнованиях в 1913 году. Потребовался какой-то десяток лет, чтобы фигуристы научились исполнять двойные и тройные лутцы. Примечательно, но четверной прыжок покорился американцу Брэндону Мрозу лишь век спустя после появления элемента в соревновательной практике.

Техника исполнения элемента заключается в прокате на левой ноге с упором носка свободной ноги в лед. Оборот происходит одновременно с касанием передней части конька площадки за счет резкого движения рук и туловища. Осуществляя несколько вращений по направлению против часовой стрелки, спортсмен опирается на правую ногу с выходом назад-наружу.

В итоге

реберный прыжок в фигурном катанииПрыжки – наиболее захватывающий элемент фигурного катания. Именно вращение в полете составляет основную часть современной программы соревнований. Головокружительные прыжковые трюки не только заставляют аудиторию вскрикивать от страха, но и ощущать радость от всплеска адреналина.

Разобравшись в технике выполнения основных прыжковых элементов, спортсмен открывает для себя совершенно иную грань спортивной дисциплины, изменяет свое видение существующих программ и собственный взгляд на систему судейской оценки.

fb.ru

Аксель в фигурном катании: что это такое?

Прыжок королей, или аксель — по праву самый сложный из прыжковых элементов фигурного катания. Он выполняется с переменой ноги, с хода вперёд и с отталкиванием ребром конька ото льда. В нём не целое число оборотов, именно благодаря заходу спиной вперёд.

История появления и выполнения спортсменами

Такой прыжок впервые сделал в 1882 году фигурист-норвежец Аксель Паульсен. В честь него и назвали этот элемент. Причём стоит отметить, что исполнение проводилось не в фигурных, а беговых коньках.

Очень долго аксель исполняли только мужчины. Соня Хени — первая из женщин, кто его сделал, однако, не идеально, если судить по современным меркам.

На Олимпийских играх первым аксель сделал Дик Баттон в 1948 году. Первый чистый тройной аксель, исполненный на соревнованиях, принадлежит Александру Фадееву (1981).

Из женщин первой на соревнованиях правильно выполнила двойной аксель Кэрол Хейсс (1953), а тройной — Мидори Ито (1988).

Четверной аксель при выступлении на чемпионатах не покорился ещё никому.

Как правильно выполнять: техника исполнения пошагово

  1. Для начала важно определиться, что его традиционно надо выполнять против часовой стрелки.
  2. На прыжок заходят с подсечки назад – влево.
  3. Затем происходит скольжение на правой ноге, направление — назад и наружу.
  4. Совершается выпад, когда фигурист делает разворот вперёд и наступает на левую ногу. При этом важно «просесть» на ней.
  5. Осуществляется скольжение на левом коньке, направление — вперёд и наружу.
  6. При этом происходит торможение и выброс вперёд правой ноги.
  7. Происходит группировка в воздухе.
  8. Приземление делается на правую ногу, направление — назад и наружу.

Нужно помнить, что тройной аксель исполняется чуть ниже, чем двойной, ведь для 3,5 оборотов требуется более быстрая группировка.

Некоторые фигуристы способны делать его иначе. Так, левши выполняют этот элемент по часовой стрелке, ведь им так удобнее. А ещё есть спортсмены, способные прыгать с обеих ног. Самый известный из них — Стефан Ламбьель.

фото 4

Фото 1. Знаменитый фигурист из Швейцарии Стефан Ламбьель во время выступлений выполняет прыжок аксель с обеих ног.

Прыжок можно и усложнить, если делать заход в комбинации с другим элементом, например, с «кораблика».

Фазы прыжка

Это единственный прыжок с нецелым числом оборотов.

Происходит это из-за того, что фигурист едет лицом вперёд, а приземляется спиной, т. е. в одинарном акселе будет 1,5 оборота, в двойном — 2,5, а в тройном — 3,5. Вполоборота делается перекидной — прыжок тройкой.

Варианты

Помимо традиционного полного акселя, есть ещё и другие варианты. С них начинают обучение либо тренируют для использования в комбинациях и каскадах.

Менее 1,5 оборота

Так называемый перекидной или вальсовый прыжок. Он проще и красивее, используется для связывания элементов или при переходе. Полной группировки не требуется.

Одноногий

При прыжке приземление происходит на ту же ногу, с которой он начинался. Делается совместно с «Сальховом» в каскаде. До 2011 года такой элемент не засчитывался, правила поменялись, и он стандартизирован.

Как научиться делать элемент?

Чтобы научить правильно делать этот элемент, следует учесть массу нюансов.

Выбор тренера

Главное условие — он сам должен уметь исполнять этот элемент чисто и правильно.

Акселю следует учиться только под руководством опытного спортсмена, ведь прыжок достаточно сложен и опасен.

И если с самого начала неправильно его исполнять, то затем будет сложно переучиться. Перед началом обучения фигурист должен уже уметь делать более простые элементы.

Обучение перекидному прыжку

Лучше начинать с тренировки без коньков, на полу. Когда отработается движение, можно выходить на лёд. Стоя на правой ноге, чуть согнув её в колене, отвести левую руку и плечо назад, а правую, соответственно, — вперёд. Делается шаг на левую ногу и вперёд. Лицом поворачиваться следует в сторону движения.

Теперь вперёд выходит левая рука, правая — назад. Правой ногой выполняется мах вперёд и вверх, в момент его окончания левая резко отталкивается от земли. Это происходит благодаря движению голеностопа и выпрямления в суставе.

Толчковая нога подводится к маховой, происходит пол-оборота в воздухе и выезд на правую ногу. Левая же отводится назад. И получается, что человек оказывается спиной к направлению движения.

Разбег и переход к толчку

Разбег должен быть очень мощный.

Переходят к скольжению назад и наружу. Очень важно сохранять устойчивое, ровное положение тела при движении.

Перед толчком важно отследить, чтобы бёдра не выпячивались, голова не опускалась и в целом не возникало сутулости. Руки должны быть подняты. Это облегчит выполнение.

Толчок

Переход от разбега к толчку нужно сделать быстро. При этом важно, чтобы не возникало изменений в направлении движения тела. Начинается движение за счёт толчка ноги, и затем уже происходит прыжок.

Варианты стопора

Существует несколько вариантов завершения толчковой дуги.

  • Зубцовый — конёк толчковой ноги перекатывается через его зубцы и так отрывается от земли.
  • Рёберный — торможение происходит за счёт поворота конька опорной ноги по направлению скольжения, то есть идёт скобление льда его ребром.
  • Комбинированный — начало здесь рёберное, конец же делается зубцовый, и так будет наиболее удобно для спортсмена.

Каждый из них имеет свою особенность, отличающую его от остальных. Зубцовый даёт высокую горизонтальную скорость, но с ним остаётся меньше времени на вращение. Рёберный помогает сделать больше вращений. А вот комбинированный, как понятно из названия, помогает сочетать плюсы обоих типов. И поэтому он обеспечивает большую стабильность во время исполнения.

Техника махов

Мах делается свободной ногой и руками. Они позволяют набрать большую высоту, длину полёта, а также контролируют количество оборотов. Махам учатся также сначала в зале. Когда спортсмен учится их делать, важно следить за тем, чтобы траектории рук и маховой ноги были близко к продольной оси тела, т. е. параллельно ей и минимально далеко. И главное — направление маха должно совпадать с направлением отталкивания.

фото 10

Фото 2. Фигуристка на льду делает махи свободной ногой и рукой, так увеличивается длина полета.

Можно выполнять такое упражнение в зале. Стоя с опущенными руками, в движении отвести руки максимально назад, а потом — вперёд. Важно соблюдать строгую параллельность и согласованность движения. Чем дальше фигурист сумеет отвести их назад, тем больше скорость махового разгона.

Торможение при махах

Чем быстрее маховое торможение, тем лучше. Отрабатывать также лучше сначала в зале, только потом — на льду. Этим обеспечивается его эффективность. Но поначалу нужно научиться делать сами махи правильно, лишь потом концентрироваться на скорости.

Полезное видео

В видео в замедленной съемке можно посмотреть, как дети учатся делать прыжок аксель.

Заключение

При обучении акселю важны постоянные тренировки. Только так можно добиться успехов и научиться делать этот сложнейший элемент по всем правилам. Многим он покоряется только через год после начала занятий. Так что не стоит огорчаться, если аксель сразу не дается. При постоянных упражнениях ему легко научиться!

sportyfi.ru

  • Аксель Паульсен, давший прыжку имя, впервые исполнил его в 1882 году. Любопытно, что исполнял он прыжок не на фигурных, а на беговых коньках.
  • Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени. Однако сегодня её техника исполнения акселя (сохранившаяся на плёнках голливудских фильмов, в которых она снималась) не была бы признана хорошей, так как в прыжке она заранее сильно поворачивалась и не делала «шага вверх», скорее этот элемент был похож на вращение, чем на прыжок.
  • Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года, хотя видеозапись прыжка свидетельствует о том, что он, возможно, был недокручен. Тренер Баттона, Гус Ласси, является разработчиком современной техники прыжка. В 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель.
  • Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками (недокрутом и тройками на приземлении) выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года, под давлением СМИ ИСУ засчитал этот прыжок[5], при том что судьи оценили выступление невысоко (оценками от 5,3 до 5,7). Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев, на чемпионате Европы 3 февраля 1981, он же впервые выполнил прыжок в каскаде (1983)[6]. 3 марта 1981 Брайан Орсер впервые исполнил тройной аксель на чемпионате мира[7]. С 1990-х годов прыжок является стандартным элементом в программах мужчин, но из женщин его по-прежнему выполняют немногие. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в 1988 году на турнире NHK Trophy. С тех пор ещё только восемь женщин — Тоня Хардинг, Людмила Нелидина, Юкари Накано , Мао Асада, Елизавета Туктамышева, Рика Кихира, Мираи Нагасу и Алиса Лю — смогли исполнить этот прыжок на международных соревнованиях, а ещё одна — Кимми Майсснер — исполнила его на чемпионате США в 2005 году.
  • После Скотта Хамильтона, победившего на Олимпийских играх 1984 года, единственным фигуристом, не исполнившим тройной аксель, но взошедшим на олимпийский пьедестал, стал Стефан Ламбьель, завоевавший серебро на Олимпиаде в Турине в 2006 году.

ru-wiki.org

Что такое аксель

Впервые новый прыжок исполнил Аксель Паульсен, по имени которого и назвали элемент. Произошло это в 1882 г., и это был первый прыжок в фигурном катании. А вот появления акселя в два оборота пришлось ждать больше полувека. Есть разговорные названия этого элемента. Дупель в фигурном катании — это аксель в два оборота, тройной прыжок называется триксель.

Аксель легко отличить от других прыжков. Вращение начинается в момент, когда спортсмен находится лицом по ходу движения. Поэтому число оборотов здесь никогда не бывает целым. Это единственный двойной прыжок, разрешенный в короткой программе вне каскада. На соревнованиях спортсмены исполняют 2,5 и 3,5 оборота. Одинарный аксель в 1,5 оборота в программы не включается никогда и на соревнованиях может получиться лишь случайно.

Техника прыжка

При выполнении акселя отталкивание происходит с ребра, приземление осуществляется на маховую ногу.

Фазы прыжка

Большинство спортсменов-правшей выполняют элементы против часовой стрелки. Для них пошаговое исполнения акселя выглядит следующим образом:

  1. Фигурист едет на правой ноге ребром назад-наружу, набирая скорость.
  2. Перед прыжком он разворачивается и переносит центр тяжести на другую ногу, слегка приседая.
  3. Продолжая скользить по дуге, фигурист делает тормозящее движение коньком и одновременно с отталкиванием совершает мах вперед свободной ногой.
  4. После отрыва ото льда нужно сгруппироваться и выполнить необходимое количество вращений.
  5. Приземление происходит на маховую ногу назад-наружу.

Внимание. Спортсмены, выполняющие элементы по часовой стрелке, делают их зеркально: начинают скольжение на левой ноге, а отталкиваются с правой.

Варианты акселя

Технически к акселю близок прыжок в пол-оборота, так называемый перекидной. Он не требует группировки и длительного отрыва ото льда, поэтому доступен даже любителям. На соревнованиях перекидной не засчитывается и не оценивается отдельно. Спортсмены используют его как прыжок во вращение или для связок. Считается, что его правильное выполнение закладывает техническую базу для успешного обучения другим прыжковым элементам.

Еще одной разновидностью является полуаксель. Фигурист отталкивается и приземляется на ход вперед. На соревнованиях такой прыжок не выполняют, поскольку бригада арбитров зачтет его как обычный одинарный аксель. Используют его преимущественно на разминках.

В редких случаях спортсмен приземляется на ту же ногу, с которой отталкивался. Так называемый одноногий аксель дает возможность выполнять прыжок в каскаде с сальховым. Однако из-за особенностей действующей системы судейства в программу такой каскад не включают.

Усложнение прыжка для получения более высоких баллов происходит за счет уменьшения группировки во время вращения (поднятая вверх рука). Спортсмены также изменяют заход на аксель и выезд с него — например, делают его с «кораблика».

В парном катании существует выброс аксель, но популярностью он не пользуется. Из элементов «ультра-си» спортсмены отдают предпочтение выбросу в четыре оборота. Единственная топ-пара, включавшая в свои программы акселевский выброс — Алена Савченко и Робин Шолковы. Но сделать его чисто спортсменам не удалось ни разу.

Советы фигуристам

На что необходимо обращать внимание при выполнении акселя:

  • начальное вращение происходит только за счет движения конька и маха свободной ногой. Попытки ускорить его за счет поворота корпуса в момент отталкивания приведут к «вываливанию» из оси вращения и неудачному выезду;
  • замедлить движения можно тремя способами: с помощью ребра, зубца или комбинируя оба способа. Для совершения многооборотных прыжков больше подходит реберный или комбинированный стопор. Он позволяет ускорить вращение в момент отталкивания и облегчает выполнение двойных и тройных прыжков;
  • требуется синхронное выполнение тормозящего и махового движения. Поскольку сам момент отталкивания занимает доли секунды, такая слаженность приходит с опытом. Облегчает разбор техники съемка с последующим просмотром на замедленной скорости;
  • в момент освоения прыжка можно мысленно проговаривать его фазы. Большинство спортсменов перед исполнением элемента также мысленно визуализируют его, тем самым как бы «программируя» тело на правильное выполнение.

sportotip.ru

Аксель. В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной; рис. 38). Существует прыжок в 0,5 оборота — так называемый перекидной, или прыжок тройкой, аналогичный акселю по способу отталкивания. Методически правильно рассматривать этот прыжок как аксель, но с поворотом на 180°. Аксель выполняют после мощного разбега (скорость его 5-6 м/сек) с переходом при подготовке к толчку к скольжению назад-наружу. Здесь очень важна устойчивость положения тела перед толчком. В этой фазе необходимо следить за прямым положением тела, не допускать отведения таза, опускания головы, сутулости, выраженной «озабоченности» подготовкой к прыжку.

Переход к скольжению на толчковой ноге вперед-наружу не должен вызывать заметного изменения направления движения тела. Это требование весьма существенно, так как в противном случае равновесие в толчке может быть нарушено. Угол постановки толчковой ноги в прыжке аксель у квалифицированных спортсменов — 120- 155°. Этот диапазон характерен для прыжков, выполняемых с высокой скоростью разбега. Средняя величина его у фигуристов, хорошо выполняющих прыжок аксель, равна 140°.

У квалифицированных фигуристов величина угла постановки толчковой ноги в прыжках аксель с различным числом оборотов приблизительно одинакова, что свидетельствует о единой технике выполнения начальной части прыжка.

Рассмотрим основные ошибки, возникающие при увеличении начального вращения за счет увеличения крутизны толчковой дуги. Кривизна толчковой дуги при выполнении прыжка аксель, как правило, невелика (радиус ее равен 3-6 м). Тогда угловая скорость вращения, приобретаемая в результате скольжения по дуге, также невелика. Попытка увеличить начальное вращение, увеличив кривизну толчковой дуги, обычно приводит к нарушению поступательного движения продольной оси тела в полете. На рис. 39 даны два варианта выполнения толчковой дуги -малой и большой кривизны. В первом случае направления движения конька и о. ц. т. тела близки, что создает благоприятные условия для создания поступательного движения продольной оси тела в полете. Во втором случае направления движения конька толчковой ноги и о. ц. т. расходятся именно из-за большой кривизны толчковой дуги. В результате к концу толчка направление действия опорной реакции может пройти далеко от о. ц. т. тела. Это, во-первых, уменьшит эффективность толчка, во-вторых, создаст дополнительный вращательный момент, который вызовет поворот продольной оси тела в полете, т. е. ее движение не будет поступательным. Поэтому при обучении толчку в прыжке аксель не следует пытаться увеличивать начальное вращение, увеличивая кривизну толчковой дуги.

Часто встречается ошибка — попытка создать начальное вращение с помощью вращения верхней части тела относительно нижней. Поворот верхней части тела в направлении вращения к концу толчка вызывает поворот нижней части в том же направлении, а это, в конечном счете, приводит к увеличению кривизны толчковой дуги со всеми ее последствиями. Сильнейшие фигуристы либо не делают такого поворота, либо совершают его в отрицательном направлении (так называемое контрдвижение). Это движение служит для компенсации незначительного поворота тела, вызванного скольжением по толчковой дуге; оно также облегчает выполнение маховых движений. Таким образом, важнейшим условием успешного обучения толчку в прыжке аксель является правильный выбор способа создания начального вращения.

Какие же варианты выполнения толчковой дуги в прыжке аксель встречаются в практике фигурного катания? Встречается несколько вариантов стопора. Прежде всего, это зубцовый стопор, при котором конец толчковой ноги, покидая лед, совершает перекат через зубцы. При этом след, оставляемый на льду, тонкий, не имеет выраженных признаков скобления ребром (рис. 40, а).

Реберный стопор. При выполнении его конек опорной ноги поворачивается относительно направления скольжения и соскабливает лед передней частью наружного ребра (рис. 40, б).

Интересно мнение специалистов о вариантах стопора. По мнению Ю. Мюллер (ГДР), теоретически стопор без скобления льда — зубцовый — обеспечивает большую высоту прыжка. Для придания телу устойчивого вращения стопор ребром предпочтительнее. К. Фасси (США) придерживается компромиссной точки зрения. Он считает, что след, оставляемый коньком при толчке, должен иметь два участка: выраженное скобление, постепенно переходящее в тонкую линию (рис. 40, в). Другими словами, стопор в прыжке аксель должен быть комбинированным: стопор ребром, переходящий в зубцовый.

Анализ рисунков, оставляемых коньком толчковой ноги, показывает, что при выполнении прыжка аксель чаще всего используется реберный стопор, за ним следует зубцовый, а далее — комбинированный. В прыжке двойной аксель чаще встречается реберный стопор, реже — комбинированный и еще реже — зубцовый.

При обучении толчку в прыжках аксель следует учитывать особенности каждого способа выполнения стопорящего движения. Зубцовый стопор помогает сохранить высокую горизонтальную скорость движения благодаря отсутствию длительного торможения коньком. Стопорящее движение, выполненное зубцом конька, более кратковременно и с точки зрения создания вращательного движения менее эффективно. Поэтому количество вращательного движения, приобретаемого телом фигуриста при зубцовом стопоре, при прочих равных условиях меньше, чем при стопоре ребром.

Для выполнения прыжка аксель этого запаса вращения обычно оказывается достаточно для совершения необходимого поворота за время полета. Для прыжка двойной аксель нужно большее количество начального вращения, поэтому при выполнении его чаще имеет место стопор ребром или комбинированный. Кроме того, для толчка с использованием стопора ребром характерен больший угол вылета, что вызвано большим коэффициентом преобразования горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость полета. Стремление увеличить время полета, достичь большей высоты прыжка при выполнении двойного акселя также заставляет обращаться к использованию для отталкивания стопора ребром.

Таким образом, характер выполнения стопора в прыжках типа аксель играет важную роль, и в процессе обучения необходимо сопоставлять общий технический рисунок прыжка с особенностями каждого способа выполнения стопора. На основе такого сопоставления целесообразно корректировать технику толчка определенного фигуриста.

Сравнение стабильности выполнения прыжков двойной аксель показало, что фигуристы, использующие комбинированный стопор, прыгают более стабильно. Это обстоятельство позволяет предположить, что комбинированный стопор проще с точки зрения надежности управления.

Опыт доказывает, что овладение реберным и комбинированным стопорами проходит более легко и в более короткие сроки. Вместе с тем подчеркнуто внимательное отношение преподавателя к следу, оставляемому на льду, нередко приводит к тому, что фигурист любыми способами, вплоть до манипуляций стопой, стремится получить требуемый рисунок стопора. При таком подходе к обучению теряется из виду главное — обеспечение необходимых параметров поступательного и вращательного движений. Рисунок, оставляемый на льду при стопоре, может служить лишь для контроля правильности движения в толчке (разгибания толчковой ноги и туловища, маховых движений свободной ногой и руками).

В прыжках аксель с различным числом оборотов очень важна степень проявления стопорящего движения. В перекидном и полуторных прыжках стремление к выраженному стопору необоснованно. Встречается выполнение полуторного прыжка, в котором стопорящее движение выражено значительно, т. е. поворот конька по отношению к направлению прыжка достигает 90°. В таких случаях при переходе к овладению прыжком в 2,5 оборота возникает необходимость приобрести в толчке большее начальное вращение. Попытка сделать это за счет повышения эффективности стопорящего движения иногда вызывает чрезмерный поворот конька относительно направления движения (более 90°) — «выскальзывание» конька и потерю равновесия в толчке.

Для успешного овладения техникой толчка очень важно согласование стопорящего движения, поворота плеч и маховых движений конечностями. Величина опорной реакции в толчке достигает наибольшего значения в момент, когда руки и свободная нога, выполняющие маховое движение, направлены вертикально вниз. В этом положении конек толчковой ноги наиболее глубоко проникает в лед, что субъективно воспринимается фигуристом как упор, позволяющий уверенно выполнить отталкивание.

Освоение стопорящего движения должно начинаться с разучивания перехода на толчковую ногу. Этот переход обычно сопровождается небольшим поворотом плеч в отрицательном направлении. С началом маховых движений плечи и таз фигуриста поворачиваются в положительном направлении. В результате возникает стопорящее движение. На этом этапе обучения большое значение имеет контроль за положением линии плеч: в момент наиболее сильного взаимодействия конька со льдом линия плеч должна быть перпендикулярна к направлению движения.

Таким образом, одним из критериев оценки действий в толчке может служить согласование положения линии плеч, маховых звеньев и акцента в стопорящем движении. Фаза активного отталкивания в прыжках аксель длится 0,2-0,3 сек. В течение этого времени звенья тела непрерывно меняют положение относительно друг друга. Для упрощения контроля за толчком в процессе обучения можно оценивать правильность положения тела в момент наиболее сильного взаимодействия конька со льдом: если в данный момент маховые звенья направлены вертикально вниз, а линия плеч перпендикулярна к направлению общего движения тела, значит, действия фигуриста согласованны на протяжении всего толчка.

В практике обучения встречаются случаи, когда стопорящее движение возникает раньше или позже указанного момента. В обоих случаях эффективность толчка падает. Субъективно фигурист ощущает в первом случае, что его как бы вдавливает в лед, во втором — что он осуществляет толчок с ускользающей опоры.

Рекомендуются два пути работы над согласованием стопорящего движения с разгибанием толчковой ноги и маховыми движениями: первый — по субъективному ощущению фигуриста, второй — путь объективной регистрации. Конечно, целесообразнее второй способ, хотя ощущения взрослых фигуристов в ряде случаев также дают преподавателю ценную информацию. Поскольку толчок очень кратко-временен, удобно пользоваться киносъемкой (профильной и зенитной, с частотой 24-32 кадра в 1 сек.). Идеальным методом является сочетание киносъемки с тензометрическим определением величины усилия на конёк толчковой ноги (с помощью тензостельки). Величину давления конька на лед характеризует также глубина оставленного следа. Сочетая киносъемку с регистрацией изменения глубины следа в процессе стопора, можно достаточно точно определить момент наибольшего давления конька на лед.

Обучение маховым движениям в прыжке аксель целесообразно начинать с имитационных упражнений в зале. Эти упражнения должны быть направлены в первую очередь на совершенствование траекторий движения центров тяжести звеньев, выполняющих маховые движения. Выбор траектории движения маховых звеньев в прыжке аксель определяется несколькими положениями.

Для совершения прыжков с максимальным числом оборотов следует уменьшать момент инерции тела при отрыве, одновременно повышая начальную угловую скорость вращения. Поэтому при овладении маховыми движениями руками и свободной ногой следует стремиться, чтобы траектории эти проходили близко от продольной оси тела. В прыжке аксель такого положения можно добиться, если выполнять мах таким образом, чтобы плоскости движений рук и свободной ноги были параллельны продольной оси тела и отстояли от нее на минимально возможное расстояние.

Другое положение заключается в том, что направление перемещения маховых звеньев должно в основном совпадать с направлением отталкивания. Направление движения о. ц. т. тела в прыжке аксель приблизительно совпадает с направлением касательной к толчковой дуге. Следовательно, именно в этом направлении должны осуществляться маховые движения.

Указанным двум положениям в наибольшей степени отвечает параллельный мах двумя руками в направлении вперед-вверх, аналогичный применяемому в прыжках в высоту при перекидном способе. Направление маха ногой также должно совпадать с направлением общего движения.

Для овладения маховыми движениями можно использовать следующее упражнение. Фигурист стоит на полу, руки опущены. Затем он отводит руки назад насколько может и без задержки энергичным движением посылает их вперед. При прохождении вертикального положения руки должны слегка касаться бедер. Движения рук должны проходить в параллельных плоскостях. Когда фигурист освоит это упражнение, можно использовать также отягощения весом до 1 кг, прикрепляемые к кистям рук.

Эффективно и аналогичное упражнение с резиновым амортизатором. Овладевая маховыми движениями руками, нужно стремиться максимально отводить их назад, так как это увеличивает путь разгона махового звена и создает предпосылки для увеличения скорости махового движения. В прыжке аксель у сильнейших фигуристов при отведении назад руки достигают горизонтального положения. Угол отведения бедра маховой ноги доходит до 45° по отношению к вертикали. Причем маховая нога должна быть согнута в коленном суставе, так как это уменьшает момент инерции ее относительно оси тазобедренного сустава и облегчает разгон всего звена.

Упражнения с отягощением и амортизаторами полностью применимы и для совершенствования махового движения свободной ногой.

Чрезвычайно важен в прыжке характер торможения маховых звеньев: чем быстрее торможение, тем более эффективно маховое движение. Поэтому другой важнейшей задачей имитационных упражнений является обучение быстрому торможению махов. Приведенные упражнения одновременно направлены и на совершенствование торможения махов. Однако в начале обучения акцент должен делаться на соблюдении правильности траектории движения и лишь затем — на быстроте торможения махов.

Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, «Физкультура и спорт», 1976.

www.iceskating.ru

Виды прыжков

В данный момент в фигурном катании существует шесть видов прыжков. Все прыжки можно разделить на две основные группы:

  • рёберные;
  • зубцовые.

В свою очередь в состав каждую группу входит по три вида прыжка.

Рёберные прыжки

Рёберный — это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

Сальхов

Сальхов

Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,4;
  4. 10,5.

Сальхов является одним из самых легких прыжков.

Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

Риттбергер

Риттбергер

Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,8;
  3. 5,1;
  4. 12,0.

Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.

Аксель

Аксель

Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

  1. 1,1;
  2. 3,3;
  3. 8,5;
  4. 15.

Зубцовые прыжки

Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

Тулуп

Тулуп

Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,3;
  4. 10,3.

Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

Флип

Флип

Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,9;
  3. 5,3;
  4. 12,3.

Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

Лутц

Лутц

Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,6;
  2. 2,1;
  3. 6,0;
  4. 13,6.

Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.

semyatut.ru


Categories: Коньки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector