В фигурном катании прыжки подразделяются на реберные, при которых толчок происходит от ребра опорной ноги, и зубцовые, при которых фигурист отталкивается зубцом свободной ноги. К первой группе относятся сальхов, риттбергер и аксель, ко второй – тулуп, лутц и флип. На все прыжки, кроме акселя, заходят с движения назад, спиной.

Техника исполнения тулупа

Тулуп является одним из простейших прыжков в фигурном катании. Обычно на тулуп фигуристы заходят с вальсовой тройки или тройки вперед-внутрь. Чаще всего на прыжок заходят с движения по прямой. Выполняется прыжок с внешнего ребра опорной (чаще всего правой) ноги, отталкивание производится зубцом свободной (чаще всего левой) ноги. Фигурист совершает в воздухе несколько оборотов, а затем снова приземляется на внешнее ребро правой ноги. Таким образом, фигурист вновь оказывается в исходном положении.

Благодаря подходящей технике исполнения, тулуп чаще других прыжков используется в качестве второго прыжка в каскадах. Как одиночный прыжок в парном фигурном катании часто прыгают тройной тулуп, а в мужском одиночном – четверной тулуп.

История


Впервые на соревнованиях тулуп исполнил американский фигурист Брюс Мэйпс в 1920 году. К началу 30-х годов XX века фигуристы прыгали все двойные прыжки, кроме акселя, в том числе и двойной тулуп.

Тройной тулуп впервые был исполнен фигуристом Томасом Литцем на чемпионате мира 1964 года. С начала 80-х годов начались попытки исполнения тулупа в четыре оборота. На официальных чемпионатах четверной тулуп впервые попытался исполнить Александр Фадеев на чемпионате мира 1983 года. Впервые четверной тулуп засчитали канадскому фигуристу Курту Браунингу в 1988 году, хотя прыжок был исполнен неидеально, с тройками на выезде.

В женском одиночном катании четверной тулуп пока не покорился никому. Попытку прыгнуть четверной тулуп исполнила французская фигуристка Сурия Бонали в 1991 году, однако судьи этот прыжок не засчитали, так как посчитали его недокрученным. Японка Мики Андо тренировала четверной тулуп, но ни разу не исполнила его в официальных соревнованиях.

Стоимость тулупа по новой системе судейства

По новой системе судейства каждый элемент имеет определенную стоимость в баллах. Стоимость одинарного тулупа очень мала – всего 0,4 балла. Двойной тулуп стоит 1,3 балла. Базовая стоимость тройного тулупа составляет 4,1 балла. Четверной тулуп оценивается в 10,3 балла.

www.kakprosto.ru

Тулуп


С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц. Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет – до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг. Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов.

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества.
рвой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали – неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо, но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое – на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Флип

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок – характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип.
хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Лутц

Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании – лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон, которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя – в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс, но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году – падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.


Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Сальхов

Один из самых легких прыжков в фигурном катании – сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем. Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон, покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл.


Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова. А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер

Общепринятое название этого прыжка – риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом – очередная калька с английского слова loop (петля).


Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году. Это второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин – в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон, среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер, на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко, пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным.
о единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он – единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. 

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.


Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени – в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

www.aif.ru

В оркестре громких новостей конца сезона не затерялись и выложенные в интернет попытки четверных прыжков юными фигуристками из группы Этери Тутберидзе: Анной Щербаковой и Александрой Трусовой. Первой месяц назад исполнилось 13 лет, второй 13 исполнится в конце июня этого года. Обе в следующем сезоне получат право участвовать в серии юниорских гран-при, а с сезона 19-20, если сохранят здоровье, будут уже во взрослом фигурном катании. 

К группе ЭГ испытываю умеренную симпатию, но даже при этой симпатии качество самих прыжков и обстоятельства их «раскрутки» вначале вызвали у меня некоторое смущение. Затем же я понял, что даже несмотря на все «обстоятельства», группа всё делает абсолютно правильно. Однако об этом позже, а пока списком делюсь с вами своими изначальными  сомнениями. Ведь мы поём то, что видим.


Итак, вот они:

1) Небывалая огласка "четверных" в российских СМИ

Впервые за последнее время попытки прыжков или каскадов, снятые на телефон (!), получили такую неслыханную раскрутку в СМИ. Агентство "Р-спорт" (серьёзное новостное агентство, финансируемое государством) влёгкую окрестило их "чистыми четверными". Ранее безупречных квадов даже на тренировках мы от девушек не видели ни разу. Тот "засчитанный" четверной от Мики Андо на юниорских соревнованиях был совершенно очевидно недокручен на "галку" или "чирик".  На "Р-спорте" прыжкам 12-13 леток посвятили целых 2 статьи, новость со ссылкой на портал опубликовал даже sports.ru

2) Качество и ракурс записи снятых четверных

Э-э-э… кхм. Первые попытки (4Т Щербаковой со степ-аутом, 4Т-3Т Щербаковой, 4S-3T Трусовой) были опубликованы, видимо, вначале "в контакте", а уже потом растиражированы по youtube. Но дело в том, что youtube, обрабатывая видео, считывает максимально возможное качество записи. Так вот на ютьюбовских записях у этих прыжков стоит качество записи 240p. 240p Карл! То самое, при котором пригодного к просмотру видео не может быть в принципе. То, самое качество, с которым его публиковали на этом сайте 10-11 лет назад! Так и захотелось крикнуть: эй, ребята с Хрустального, у вас что, нет денег на нормальный телефон?! Даже средненькие смартфоны сейчас снимают минимум 720p HD, а чаще full HD. Уже позже тренер группы Даниил Глейхенгауз опубликовал в своём инстаграме запись «феноменального» каскада Ани 4T-3T-3Lo. Инстаграм, как я понимаю, видео "сжимает", но даже оно при загрузке на youtube было уже более вразумительного 480p качества (хотя и этого мало для абсолютного определения "чистоты" прыжка).

Отдельная тема — ракурс. Снято с точки, при которой сам прыжок выполняется в наиболее дальней от нас части катка. Для того, чтобы показать, что четверной это ЧЕТВЕРНОЙ, "оператору" логичнее было б стоять рядом с тем местом, где фигуристка б исполняла квад. А тот, кто снимал (вероятно, во всех случаях Глейхенгауз) распологается так, что Щебракова с Трусовой начинают заход от него, соответственно, с каждой секундой всё больше отдаляясь. Вот и возникают подозрения: а не сделано ли это и "сниженное" качество записи специально, чтобы мы не увидели истинный класс этих "чистых" четверных?

3) При проверке выясняется, что все четверные не чистые, а недокрученные 

Сперва разберём более явный, видный даже не вооружённым глазом недокрут на четверном сальхове у Александры Трусовой. Но прежде немного теории.

Трусова

Для многих проблемой является определение старта самого прыжка. Ведь в фигурном катании 99,9% спортсменов используют pre-rotation — пре-ротацию или преротейшн, при котором скрутка начинается еще на льду. Такова уж особенность этого спорта — абсолютное большинство прыжков без этого просто не прыгнуть. Поэтому "четверной" — это никогда не 4 чистых оборота в воздухе, точно так же как и "тройной" — это никогда не три чистых оборота, а меньше. Проще всего определить начало прыжка в акселе, где вторая нога при отталкивании вообще не используется (она лишь делает мах). Соответственно, начало прыжка — это тот последний момент, в котором опорная нога целиком находится на льду. Далее фигурист начинает на ней одновременно и разворачиваться и "приподниматься". Даже не смотря на то, что он в начале еще не полностью отрывает ногу ото льда, мы уже засчитываем данную фазу, как фазу прыжка. Только это та фаза прыжка, которая и приходится на пре-ротацию. 

 

Ким 2А

Просто, к примеру, двойной аксель Ким. На нём видна пре-ротация более четверти оборота, примерно 110-120 градусов. Левая нога, прежде чем оторваться ото льда, какое-то время поднимается и одновременно поворачивается на зубцах. Траектория, на которой расположена левая нога в последний момент перед началом пре-ротации, совпадает с траекторией, на которой находится правая, в момент начала полноценного выезда. Эта траектория и есть «траектория выезда» или «линия выезда» или «дуга выезда», важнейшее для нас понятие.

Чуть сложнее со всеми остальными прыжками: они исполняются с хода назад, а отталкивание происходит с помощью двух ног. Но и здесь, в общем-то, никакой высшей математики. В сальхове и риттбергере до тех пор, пока обе ноги фигуриста полностью находятся на льду, прыжок фактически ещё не стартовал. Стартует он тогда, когда одна из ног начинает постепенный отрыв ото льда. Итак, каскад четверной сальхов — тройной тулуп Александры Трусовой:

 

 

Качество видео ужасное, ракурс тоже не самый удачный, но мы таки попробуем определить момент перед прыжком. Вот он, в видео редакторе 107-й кадр:

Трусова  

 На следующем 108-м кадре правая маховая нога уже находится в воздухе, т.е. прыжок и его преротация уже пошла:

Трусова 

 

107-й кадр важен нам для определения дуги, в которой началась скрутка, т.е. той, с которой начинается, собственно, прыжок. Здесь она определяется по направлению опорной левой ноги. Эта же линия равна линии выезда — линии окончания прыжка, которая естественно должна совпадать с линией его начала.

Трусова

Здесь я, в силу отвратительного качества записи, нарисовал дугу выезда даже чуть не точно (в пользу Александры), на самом деле конёк опорной ноги у неё расположен даже немного в бок от борта, но в данном случае это не так существенно.

Если вы взгляните на какой угодно прыжок, то увидите, что любой фигурист может начать нормально, продолжительно и устойчиво выезжать на ход назад только тогда, когда его конёк полностью на этой траектории и окажется. В "недокрученном" же прыжке тело спортсмена находится в неестественном положении. Особенно наглядно это проявляется тогда, когда он приземляется на ход вперёд. Если сильно недокручено, то часто следуют падения, степаут, выезд в "тройку" и прочие ошибки потери баланса. Есть мастерицы типа Эшли Вагнер или Сатоко Мияхары, которые даже сильно недокрученные умудряются без видимых усилий чистенько "доворачивать" уже на приземлении. В итоге на льду получается характерная "запятая" и т.д.

Напомним, что по правилам максимально допустимая норма недокрута — четверть оборота, т.е. 90 градусов. Недокрут больше 90, но меньше 180 карается снижением базы прыжка и вычитанием из GOE -1 или -2.

Просто ради интереса показываю кадр, где заканчивается пре-ротация. Нет, я не собираюсь подсчитывать реальные градусы в воздухе, чтобы делать на этом основании выводы, но ради интереса скажу, что преротейшн почти полоборота, где-то 170 градусов. На сальхове, тем более женском, вполне нормальный.

 

Трусова

Итак, Александра Трусова, момент приземления:

 Александра Трусова

Недокрут огромный, порядка 160 градусов, приземление получается почти на ход вперёд. Причём в данном кадре фигуристка коснулась льда не то что зубцами или частью ребра. Почти всё лезвие конька уже на льду. Далее легко рассмотреть, что делает Трусова. Для нормального выезда ей приходится уже на льду скручивать эти недокрученные градусы:

Трусова

Трусова

Недокрут, а следом за ним и потеря баланса настолько сильны, что нормальный выезд у Трусовой в итоге даже не получается. Кривовато выезжая в дальнейшем по дуге наружу, тем не менее, цепляет тройной тулуп следом.  

 —————————————————————————————————————

Дальше смотрим якобы уж несомненно чистый четверной тулуп Анны Щербаковой в двух попытках. Ракурс и качество опять-таки ужасные (а это уже повод относится к авторам видео с недоверием), положение конька в разных фазах определяется с трудом, но определяется :

Момент перед началом скрутки на 100-м кадре и последующий за ним момент уже в прере:

ЩербаковаЩербакова

В зубцовом прыжке с определением траектории выезда тоже могут быть проблемы, особенно в тулупе. Опорная нога в фазе пре-ротации здесь  "зубцовая", но по ней траекторию выезда определять неправильно, да и невозможно в принципе. Во-первых, уже в самом начале фигурист толкается ведь не ребром, а только зубцом конька, т.е. всё лезвие не стоит на льду, а это затрудняет определение направления. Во-вторых, большинство спортсменов для создания этой самой пре-ротации уже в самом начале заводит эту ногу так сильно в сторону, что она располагается в совершенно иной плоскости, чем тело и другая нога. Траектория выезда на тулупе у фигуриста-правши, как вы убедитесь на абсолютно любом примере, здесь совпадает с траекторией, на которой расположена правая (не зубцовая нога) перед тем, как начать отрываться ото льда. Что естественно — до момента отрыва и поворота, значительная часть веса спортсмена находится на ней. 

Итак, линия выезда у Щербаковой не параллельна борту, а даже расположена к нему под тупым углом:

 

Щербакова

Специально нарисовал эту линию под правым коньком Щербаковой абсолютно параллельно ему:Щербакова

 

Линия выезда чётко проведена по нижней части конька специально, чтобы не было сомнений.

Для тех, кому интересно, показываю преротейшн. Полоборота, возможно, градусов на 5 меньше. Нам это не важно, просто статистический факт:

Щербакова

Теперь самое интересненькое — приземление. Конёк расположен под острым (в лучшем случае прямым) углом к борту, дуга выезда, как мы помним, под тупым. Это недокрут на галку. Примерно 100 градусов.

 Щербакова  Щербакова

Щербакова

Единственной зацепкой для "защиты" здесь является не совсем чёткая картинка: не понятно, то ли Щербакова на одних зубцах, то ли уже положила часть ребра на лёд. Судьи обычно предпочитают не замечать позицию "на зубцах". Но в данном случае мы этого точно сказать не можем, в чём виноват исключительно автор записи. Но то, что Щербакова в дальнейшем делает характерную запятую, «доворачивая» на льду недостающие для нормального выезда градусы, не вызывает никаких сомнений (вы можете и сами в этом убедиться, поставив скорость 0.25 на ютьюбовской записи). Гифка, на которой часть первых кадров из-за обработки сайтом-гифмейкером пропущена, зато хорошо видно, как Щербакова в развороте опускает ногу с верхней части ребра или с зубцов на конёк целиком, будучи уже на льду, и нормально раскрывается в позицию выезда будучи на той самой "линии выезда":  

Щербакова

————————————————————————————————————

Далее Глейхенгауз в своем инсте публикует эпический 4Т-3Т-3Lo. Здесь ракурс и качество чуть получше, всё легче определяется. На первой картинке — момент перед отрывом четверного тулупа. Синяя линяя — дуга выезда. На второй: приземление по отношению к дуге выезда. Угол тупой, даже чуть больше 100 градусов. Недокрут на галку. 

Щербакова

Щербакова

Я уже не говорю про то, что на риттбергере там вообще недокрут махровый, чуть ли не на 2 галки, из-за чего выезд с него и получается корявым. Возможно, Глейхенгаузу стоило порезать видео и заканчивать на тройном тулупе, а возможно и нет. Большинство из тех, кто его посмотрит, докрученный прыжок от недокрученного всё равно никогда не отличит. 

Ради чистого интереса можем легко определить, сколько реальных градусов в воздухе скручивает Щербакова. 4 оборота = 360 * 4 = 1440 градусов. От 1440 отнимаем 180 на преротейшне и 100 на недокруте, т.е. 4 оборота минус 280 градусов = 1160 = 3 оборота + 80 реальных градусов в воздухе. Это чуть меньше, чем 3 + 1/4 оборота. Как я и говорил, четверной — это никогда не 4 чистых оборота в воздухе. 

4) Псевдочетверные детей не похожи на настоящие четверные

Поняли бы вы, что Щербакова с Трусовой прыгают четверной прыжок, а не тройной, если б не хайп, подписи, шумы, специально выложенные видео? Скорее всего, нет. Или поняли б, но не сразу. Это какая-то детская кракозябра на круточке, а не четверной. Это крючка-скрючка какая-то невразумительная и невменяемая, а не квад. Приземление очень жёсткое со "шлепком", почти без проезда после прыжка.

Обычно квад — это прыжок, сделанный на хорошей скорости, с приличной амплитудой, нормальной высотой и пролётностью. Иначе его ведь просто не прыгнуть. Здесь же нет ничего из этого. Заход медленный, высота маленькая: всего 39,41 см у Щербаковой на 4Т, а для квада это очень мало, многие тройные девочки прыгают выше. Также перед заходом нет шагов, заход стандартный, прыжок выполняется с заметными усилиями, flow или плавности не ощущается из-за натужного выезда с 4Т, следовательно, каскад слишком сильно теряет темп, на выезде из каскада нет хорошей растяжки или необычных элементов. Про оттяжку или руки в воздухе уж не говорю. Нет вообще ни одного критерия GOE. При самых радужных раскладах прыжок на "0", даже если эту кракозябру вписать в музыку внутри программы. 

К примеру, хороший мужской четверной тулуп: Юдзуру Ханю КП на ОИ в Сочи. Пролётность не выдающаяся, но нормальная, а уж по сравнению с этим детским недоразумением просто великая. Выезд это выезд, а не шлепок об лёд. Для интереса: преротейшн примерно 3/8 оборота. При этом прыжок абсолютно докручен на приземлении, т.е. в воздухе Ханю делает более трёх с половиной реальных оборотов, а именно 3 и 5/8 оборота:

 

Ханю 4Т 

Конечно, сравнивать мужской прыжок и женский некорректно, но у Щербаковой и Трусовой он пока даже не женский, а детский. Если вы посмотрите каскады из тулупов (3т-3т) у девушек, например, Туткамышевой, Сотниковой или Дэйлман, то увидите, что там даже на дешёвый тройной тулуп иной заход и иная амплитуда. 

При этом я, пожалуй, соглашусь, что у Щербаковой, пожалуй, лучшая из виденных нами попыток четверных среди девушек вообще. У всех остальных, в том числе Коэн или Андо, всё было значительно грязнее.

———————————————————————————————————-

КАК РАЗВИВАЛСЯ ПИАР ИСТОРИИ И КАКОВ УРОВЕНЬ ФК-ЖУРНАЛИСТИКИ В СТРАНЕ

После опубликованных в соцсетях видео выходит новость на сайте "Р-спорта", куда вставлены эти ужасающего качества записи. С первого взгляда кажется, что это не очень круто для такого солидного агентства. Без какого-либо смущения там называют прыжок Щербаковой "чистым". По поводу квада Трусовой такого эпитета нет, написано просто: "…другая видеозапись демонстрирует каскад из четверного сальхова и тройного тулупа в исполнении 12-летней Трусовой."  Видимо, то, что он чистый, подразумевается, как само собой разумеющееся. 

Далее репост новости уже делает sports.ru, ничтоже сумняшеся называя оба четверных "чистыми".

Потом выходит эпическая статья Андрея Симоненко "Корпорация монстриков", в которой просто ляп на ляпе. Оба четверных он называет "чистейшими", говорит, что там "недокрутов нет". Я понимаю, у Щербаковой при таком качестве и не в рапиде можно и не разглядеть (хотя настоящая журналистика заключается в том, чтобы во всём сомневаться и перепроверять), но недокрутище Трусовой виден же был всем опытным ФК-юзерам за километр. Как можно оба прыжка после этого называть чистейшими?

И тут возникают три версии: либо у Симоненко просто не было иных вариантов так написать (и мы понимаем почему), либо он и не пытался проверить прыжки на чистоту из-за лени или безответственности, либо он вообще не знает, что такое "недокрут" и прочие нюансы. Последний пункт совершенно не исключён. Андрей — прекрасный репортёр с места событий и интервьюер. В этом мы могли не раз убедиться, когда он работал ещё в "Советском спорте", но хоть какого-нибудь освещения технической стороны фигурного катания, копошения в "бантиках и пуфиках" в его статьях вы не найдёте. Вообще. То же самое и с абсолютно любым пишущим об ФК журналисте в стране: от Вайцеховской до Вернера. Последний ещё в прошлом году был адекватен, но сейчас всё больше скатывается в какие-то старпёрские бредни и графоманские экзерсисы, хотя болезнь ещё можно остановить. Чуть выше уровень понимания ФК у тех, кто работает непосредственно с видео и чаще общается с людьми из этого вида спорта, т.е. у комментаторов: Журанкова, Гришина, Соловьёва ранее. Хотя и у них ляпов хватает. 

Ещё более эпический ляп Симоненко в следующих словах: "тулуп Щербакова исполняет однозначно на +2, если не на +3". Афигеть не встать. Главное, если попытаться расспросить его, в чём же там эти +2 или +3, то ответа не получишь. "0", как и я говорил, этому тулупу — красная цена.

Естественно тема четверных Ани и Саши поднималась и на пресс-конференции по итогам сезона, где среди гостей были Тутберидзе и Медведева. Причём сама Этери на этот вопрос ответила предельно адекватно, главная мысль: "пусть сначала на соревнованиях запрыгают".

А вот молодой и горячий Даниил Глейхенгауз уже разошёлся во всю, заявив в интервью в том числе и то, что Щербакова учит четверной лутц! Аня? Четверной лутц? С её то проблемной техникой тройного? Что ж, на это будет очень интересно посмотреть. Пока не увидим — не поверим.

————————————————————————————————————

ПОЧЕМУ ПИАР ВСЁ ЖЕ НУЖЕН, НЕОБХОДИМ 

Теперь о ключевой мысли поста, о выводах. Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Группа Этери Тутберидзе существует в современном цифровом, медиа пространстве, где соцсети и подобные любительские видео с катка давно используются фигуристками из разных стран и континентов. Почему бы не выкладывать свои попытки элементов ультра-си? Почему бы затем не давать сигнал кому надо, чтобы из этого лепили информационную бомбу? Все так делают. И это совершенно правильно, что группа ЭГ не отстаёт от мировых тенденций. Ещё в памяти недокрученные попытки четверного акселя даже от Юдзуру Ханю, который японское телевидение во всю называло четверным прыжком. Это тоже своего рода информационная война или гонка вооружений. 

Элизабет Турсынбаева давно и успешно выкладывает свои сильно недокрученные чуть ли не на две галки квадсальховы, на которые она стала заходить ещё тогда, когда тренировалась не в группе Брайана Орсера, а именно Тутберидзе (однако выкладывать стала у Орсера). Она уже пытается их выполнять на официальных тренировках крупных турниров, правда, с регулярными падениями.

 

 Турсынбой чит

Турсын чит

Мираи Нагасу также выкладывает свой сильно недокрученный 3А, и из этого делается немало шуму. И так далее и тому подобное.

Попадание таких попыток в информационное поле повышает твои "акции" буквально во всём: давит и устрашает конкурентов, увеличивает известность, приток фанатов, обращает на себя внимание журналистов, экспертов, агентов и, что самое важное, судей и нациольной федерации. Когда Щербакова с Трусовой будут дебютировать в следующем сезоне в серии юниорского гран-при, они будут уже не просто очередными попрыгушками из России, а девочками с квадом за плечами. А уж как они его там на соревнованиях приземлят и приземлят ли, не так важно. Недокрут чуть больше 90, вполне возможно, простят, ведь фигурному катанию крайне необходима популяризация, а такие вещи этому способствуют.

———————————————————————————————

СОТНИКОВА И НУГУМАНОВА. ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ РАННЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ "РУССКИХ СОНОГРАМ"

Группа Тутберидзе далеко не новатор в деле продвижения своих юных "проектов". В нашей стране первой на этой ниве отличилась Елена Германовна Буянова-Водорезва, а чуть позже и Алексей Николаевич Мишин.

Естественно, когда мы говорим Буянова, подразумеваем Сотникова. Забавно сейчас читать про призывы "повысить возрастную планку" или не допускать юниорок до чемпионата России. Сейчас если и допускаются, то далеко не все, минимум 14-летние, а ещё совсем недавно, в декабре 2008-го взрослый чемпионат страны выиграла ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЯЯ Сотникова. Второй стала также 12-летняя Лиза Туктамышева. Такие вещи не происходят просто так. Прекрасно понимая, сколько Аделине будет в Сочи, Федерация уже тогда возложила на неё груз главной надежды Олимпиады, всячески помогая и подводя к тому самому прокату в течение пяти последующих лет.

Естественно пошла раскрутка, появились и видео, о фигуристке стали гораздо больше узнавать (тройной флип на записи ниже — это середина 2009-го года). Именно тогда состоялась её первая встреча и с Путиным, на которой Сотникова пообещала Владимиру Владимировичу выиграть Олимпиаду и слово сдержала:)

 

Лиза Туктамышева аналогично была чуть менее очевидным, но всё же проектом (о чём говорит и 2-е место на том ЧР и то, что они и в дальнейшем с Сотниковой шли долгое время бок о бок, хотя претенденток было больше). В июне 2010-го вышло ставшее знаменитым на весь ФК-мир видео, как 13-летняя Лиза исполняет тройной аксель. Правда, будем объективны, и на нём он чуточку недокручен больше нормы, но через пять лет уже взрослая Туктамышева приземлит совершенно чистый триксель в короткой программе на чемпионате мира.

Однако Щербакова и, возможно, Трусова скорее повторят путь другой ученицы школы Алексея Николаевича Мишина — Лизы Нугумановой. Маленький питерский вундеркинд пытался строчить фантастические каскады из трёх риттбергеров подряд или нескольких прыжков через ойлер ещё тогда, когда ему не исполнилось и 12-ти. Откуда об этом стало известно? Их стал выкладывать один из тренеров Лизы, её дедушка Олег Нугуманов на своём youtube канале. Там же имеются попытки тройного акселя в исполнении очаровашки. Они, правда, как были на полу или с удочкой на льду, так и остались. И, скорее всего, так там и останутся. Сейчас Лиза столкнулась с проблемами пубертата и ей куда более простой контент проблематично выкатать.

Но самое главное не это. Самое главное, что об уникальном ребёнке из очень хорошей ФК-школы быстро узнали. И стали приглашать на всевозможные шоу. По востребованности на них Лиза Нугуманова уже сейчас даст фору любой нашей одиночнице. Здесь поспособствовало и то, что она помимо технических навыков, обладает и уникальной компонентной составляющей. Нугуманова не только красива сама по себе, но и красиво катается: очень пластично, артистично, музыкально, разнообразно, легко.

 

Это тем более удивительно, что хореография, связки и прочие компоненты никогда не считались сильной стороной учеников Алексея Николаевича, наоборот, у него всегда упор шёл на прыжки. Возможно, дело в том, что Лиза — не ученица непосредственно Мишина, а ученица его жены Татьяны. Нугуманова — полная противоположность Плющенко или Туктамышевой. Не обладает сильными ногами, мощным или хотя бы средним по высоте прыжком, но имеет массу других сильных качеств. Титулованной фигуристкой станет вряд ли, а вот популярной и востребованной скорее всего да.

И вот захожу я недавно в контактик и… что вижу?! Очаровательное личико Ани Щербаковой  красуется на страничке приглашённых гостей японского шоу DREAMS ON ICE, которое состоится 7-9 июля в Йокогаме (Япония). Там же из наших выступят Женя Медведева и Маша Сотскова.

Щербакова

По сравнению даже с Нугумановой 12-летнего образца Щербакова, конечно, пока ещё серая мышка. У неё нет такого артистизма, грации, конька, и, тем более, растяжки. Но всё это дело наживное, особенно актёрские данные. Чувство публики приходит тогда, когда ты часто взаимодействуешь с этой публикой. Расслабленная обстановка показательных прекрасно способствует. А главное: Аня туда поедет не просто так. Она туда поедет, как исполнительница "квада"! 

Пожелаем же нашим прекрасным девочкам не стать жертвами пубертата и через несколько лет уже на взрослых соревнованиях приземлить не недокрученный, а, как Лиза Туктамышева, совершенно чистый элемент категории ультра-си. Главное — до этих соревнований "дотянуть". Ведь, как ещё год назад писал хореограф группы Этери Тутберидзе Алексей Железняков: "Четверные для маленькой хрупкой девушки — это "прощай здоровье".

Но что делать? Большой спорт — большие ставки.  

www.sports.ru

Зубцовые

Во время зубцового прыжка фигурист толкается свободной ногой – как бы ударяет зубцами о лёд. По этому характерному удару и будем отличать лутц, тулуп, флип от остальных прыжков.

Тулуп

прыжок тулуп

Самый простой из зубцовых – тулуп. Он абсолютно не связан с зимней одеждой – название происходит от английского toe loop (в переводе – «Петля на носке»). Прост он из-за того, что в момент отталкивания бёдра фигуриста уже заранее развернуты в нужную сторону, а это, по сути, добавляет полоборота.

Заход на него обычно не длинный (в отличие от другого зубцового – лутца). Обычно на него заходят с так называемой «тройки вперёд-внутрь» – фигурист сначала скользит вперёд на левой ноге, затем поворачивается на 180 градусов и продолжает на этой же ноге скользить назад. Затем фигурист отталкивается зубцом левого конька (то есть прыжок выполняется на правой), делает обороты и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Получается, что спортсмен приземлился точно в такой же позе, как и оттолкнулся.

Лайфхак: Единственный зубцовый прыжок с приземлением на правую ногу.

Базовая оценка (тройной тулуп) – 4,3 балла

Флип

флип

Второй по сложности зубцовый прыжок – флип. Он внешне очень похож на тулуп – заход на него с такой же тройки. Вот только выполняется он с левой ноги – то есть фигурист толкается зубцом правого конька. Вся разница – только в толчковой ноге.

Название прыжка – от английского слова flip, что в переводе означает щелчок – звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип.

Лайфхак: Толкается он с левой ноги.Заход на флип чаще всего происходит с «тройки», то есть лишь непосредственно перед прыжком фигурист разворачивается спиной вперед.

Базовая оценка (тройной флип) – 5,3 балла

Лутц

Лутц

Наконец, последний зубцовый прыжок – лутц. Самый сложный прыжок в фигурном катании (не считая акселя). Похож на флип, но исполняется с внешнего ребра, что немного усложняет «замах» для отрыва ото льда. Его от других зубцовых можно отличить по заходу – фигурист не выполняет «тройку», а едет по длинной дуге. После чего он приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок.

Он назван по имени австрийского фигуриста Алоиза Лутца, который исполнил его в 1913 году. Кстати, Алоиз был отнюдь не звездой фигурного катания. Он не участвовал в международных соревнованиях. Просто однажды смог впервые «лихо закрутиться» (так описывают это современники Лутца) в воздухе и вошёл в историю как автор этого непростого прыжка. Кстати, Лутц прожил всего до 19 лет, умерев от воспаления лёгких.

Лайфхак: Спутать можно только с флипом, а от него он отличается заходом: заход на лутц чаще всего – длинная дуга, фигурист долго едет спиной вперед.

Базовая оценка (тройной лутц) – 6,0 балла

Рёберные

Во время рёберных прыжков спортсмен толкается опорной ногой (то есть той, на которой катится).

Сальхов

Сальхов

Один из самых простых прыжков – сальхов. Он выполняется с левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. По этому маху его легче всего узнать. Приземляется фигурист на маховую ногу и скользит после прыжка назад.

Назван он по имени шведа Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1909 году. Он, в отличие от Лутца, был прославленным фигуристом – олимпийским чемпионом 1908 года, 10-кратным чемпионом мира, 9-кратным чемпионом Европы.

Лайфхак: Ноги перед прыжком не перекрещиваются, прыжок идёт с двух ног сразу. Ну и характерный мах правой ногой вокруг тела.

Базовая оценка (тройной сальхов) – 4,4 балла

Риттбергер

риттбергер

Риттбергер выполняется с правой ноги. Спортсмен движется на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идёт вперёд. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземляется фигурист тоже на правую. Как мы видим, он похож на тулуп – только выполняется не с зубца, а с ребра. Долгое время этот прыжок даже называли по созвучию с тулупом – «прыжок петлёй» – или, по английски, loop.

Впервые его исполнил немецкий фигурист Вернер Риттбергер в 1910 году. Он был не только талантливым фигуристом – многократным победителем национального чемпионата, трижды серебряным призёром чемпионатов мира, но и известным судьёй.

Лайфхак: похож на тулуп, только толчок ребром, а не зубцом.

Базовая оценка (тройной ритбергер) – 5,1 балла

Аксель

прыжки в фигурном катании. аксель

Самый сложный прыжок в фигурном катании – аксель. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперёд. Фигурист скользит назад, а затем делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, прыгает. А вот приземляется он спиной. Из-за этого аксель — единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. То есть в двойном акселе – два с половиной оборота.

Этот прыжок – самый старый. Он назван по имени норвежца Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, выполнял он его на беговых коньках. Да и вообще, Паульсен в своё время был больше известен как конькобежец и даже установил несколько мировых рекордов. А вот в фигурном катании до самых вершин он не добрался – даже на соревнованиях, где он впервые исполнил свой новый прыжок, Аксель остался лишь вторым.

Лайфхак: единственный прыжок, на который заходят лицом вперёд.

Базовая оценка (тройной аксель, т.е. аксель в три с половиной оборота) – 8,5 балла

На десерт — видео недавнего выступления российской 13-летней фигуристки Александры Трусовой на юниорском чемпионате мира, где спортсменка творит историю спорта: она стала первой фигуристкой, исполнившей в произвольной программе 2 прыжка в четыре оборота – и теперь вы без труда узнаете, что это — четверной сальхов и четверной тулуп. Четверной тулуп ранее на соревнованиях женщинами вообще не исполнялся. Обычно такие прыжки исполняют мужчины.

www.oblgazeta.ru

История возникновения тулуп прыжка

Перевод слова «ту луп» означает «петля на носке». Первым фигуристом, выполнившим его, стал Брюс Мэйпс в 1920 году. Это простой прыжок, доступный профессиональным фигуристам. Первым его «показом» стал чемпионат мира в 1964 году, где был выполнен тройной прыжок. Пределом мечтаний фигуристов является четверной тулуп, показать его в совершенстве на соревнованиях еще никто из взрослых не смог.

Существует специальная система оценивания этой фигуры, градация баллов зависит от ее сложности. Одинарный прыжок наберет 0,4 балла, двойной тулуп в фигурном катании — 1,3 балла, тройной — 4,0 балла.

Техника выполнения

Пошаговое объяснение техники:

  1. Прыжок следует делать с переменной ноги, направленность движения положительная.
  2. Толчок ноги делается после проворота тройкой вперед-внутрь, затем назад-наружу.
  3. После, фигурист ставит носок ботинка толчковой ноги по направлению общего движения, то есть назад. Есть еще вариант осуществления толчка — это троечный переход ноги вперед-назад. Этот вариант нужен для осуществления устойчивого толчка. При первом варианте фигурист имеет возможность выполнить максимум оборотов. Тренера отмечают, что механически тулуп прыжок в фигурном катании очень близкий к технике выполнения сальхов.

Описание прыжка тулуп: особенность фигуры в нарастании угловой скорости, при которой вращается человек по своей оси во время толчка. При этом фигурист замечает, какая высокая эффективность оттолкнувшейся ноги, когда происходит стопорящее движение конька. Это действие осуществляется на конечном этапе толчка. Именно высокая скорость вращения тела удобна для выполнения нескольких оборотов. Поэтому становится возможным сделать четверной прыжок, то есть 4 оборота.

Как тулуп делать на коньках, чтобы не допустить ошибок? Среди спортсменов частой ошибкой является сильное скрещивание ног. Сзади отталкивающаяся нога во время толчка сильно заведена за другую, что сказывается на технике и качестве выполнения действия. Решить эту проблему помогут упражнения во время тренировки: вперед-внутрь — назад-наружу. Оттачивая технику, фигурист учится шаг за шагом, постепенно выполнять тройки, что улучшит осуществление прыжка.

Способы выполнения

У фигуристов существует несколько способов и вариантов выполнения тулупа.

  • Проворот тройкой вперед-внутрь — назад-наружу.
  • Отталкивающая нога ставится в направлении, котором будет двигаться все тело. Нога ставится носком конька.
  • Открытый.
  • Затяжной.

Отличие тулуп прыжков от других видов прыжков?

Понять отличие этого прыжка поможет сравнение его с другими элементами фигурного спорта. Начнем с того, что все прыжки в фигурном катании делятся на две подгруппы:

  • Реберные: сальхов, аксель, риттбергер. Эти элементы значительно разнятся с другими прыжками, их выполнение по технике не связано в исполнением тулупа.
  • Носковые (зубцовые): флип, тулуп, лутц. Зубцовыми названы они из-за расположения специальных зубцов на краю конька.

Прыгнуть с ребра — задача труднее, и техника значительно отличается от носкового прыжка, поэтому разберем отличия последней подгруппы.

  1. Флип. Фигурист отставляет левую ногу назад внутренним ребром. Правой ногой он делает удар, оборот, затем приземляется на ту же ногу. В этот момент выполняется опять ход назад-наружу. Флип запоминается отличительным щелчком. Новичку-ребенку нравится делать его из-за характерного удара по льду. Отличается он также своими тремя оборотами, 4 раза прокрутиться фигуристы еще не смоги.
  2. Лутц. Занимает первое место по сложности во всех зубцовых прыжках. История его возникновения началась с 1913 года, до сих пор мало фигуристов могут делать двойные, тройные подобные прыжки идеально чисто. В истории есть даже факт выполнения четверного лутца. Научиться делать лутц можно после освоения тулупа. Его отличие от остальных: спортсмен делает приседание на левой ноге, правой ногой кончиком конька упирается в ледовую поверхность, прыгает. В это время туловище спортсмена раскручивается, он помогает себе замахом рук, тела. Когда сделаны несколько оборотов, они осуществляются по направлению против часовой стрелки, спортсмен вновь становится на лед ходом назад-наружу. Схему прыжка предоставляет тренер при обучении.
  3. Тулуп. Наконец, перейдем к тулупу, это легкий элемент в катании на льду. Осваивать его начинают первым. Отличительная характеристика: приседать при его осуществлении не нужно, приземление на отталкивающуюся ногу, разница в направлении оборотов и приземлении. Важно правильно оттолкнуться, например, левой ногой, приземлиться на правую, и наоборот. Приземление должно быть на ход назад-наружу.

Чтобы правильно прыгать, весь корпус должен работать слажено, выполняться замахи. Особое внимание уделяется конькам, хоккейные коньки для выполнения фигурных элементов не подойдут — они не оснащены важными зубцами, отличаются изгибом лезвий. Часто во время отталкиваний фигуристов ото льда ведется съемка. Это очень хорошее средство, чтобы понять технику выполнения тулупа чемпионами. Ее можно медленно воспроизводить, обучаясь азам фигурного катания.

Четверной тулуп в женском фигурном катании

Выполнить просто тулуп — это уже не удивление в катании на льду. Двойные, тройные обороты во время прыжка — это достижения спортсменок. Используются также каскадные элементы. На соревнованиях мирового уровня по женскому фигурному катанию каскадные прыжки — основное требование к профессионализму участниц. Часто спортсменки в программе выдают каскад тройного с двойным прыжками. Это встречается при одиночном катании. Тулуп подходит для второго элемента в каскаде, так как им удобнее заканчивать программу.

Женщинам довольно сложно выполнять четверной элемент отталкивания ото льда. Первой исполнительницей тройного тулупа стала Марина Титова. Ее элемент засчитан в 1971 году. Четверной тулуп мало кому подвластен, чаще его делают мужчины. Но в истории фигурного спорта, были попытки женщин выполнить такой элемент. Сурия Бонали в начале 1991 года попыталась сделать его, но по причине недокрута элемент не засчитали. Известно про Мики Андо, которая сделала четверной прыжок на тренировке. Но широкому кругу болельщиков так и не удалось его увидеть в ее исполнении. На соревнованиях в одиночном катании спортсменка не выступала с такой программой.

sportotip.ru

Историческая справка: почему этот элемент так называется

Первым исполнителем прыжка стал фигурист из Америки Брюс Мэйпс в 1920 г. После того как фигуристы освоили одинарный прыжок, они научились делать тулуп с двумя оборотами (двойной).

Исполнение тройного элемента мир увидел только в 1965 году, выполнен он был фигуристом по фамилии Литц.

Через 24 года впервые был показан четверной тулуп: отличился канадец Курт Браунинг, хотя до него в 1983 русский фигурист Александр Фадеев предпринимал попытку совершить этот прыжок, судьи не засчитали его из-за помарок в исполнении.

Самый «чистый» четверной тулуп был выполнен Алексеем Урмановым в 1991 году.

Имя первой женщины, исполнившей тройной тулуп, неизвестно. А первой исполнительницей четверного в женской программе стала Александра Трусова, случилось это лишь в 2018 году.

Как прыгать тулуп?

Есть несколько вариантов исполнения:

  • Ту-валлей — его исполняют с внутреннего ребра ноги, приземление обычное. Оценивается так же, как простой тулуп.

Следующие варианты — с приземлением вперёд:

  • Мазурка — правую ногу выбрасывают вперёд, а затем фигурист приземляется на правый зубец, левое ребро вперёд-наружу.
  • Прыжок вполоборота, приземление на левый зубец, правое ребро вперёд-внутрь — балетный.
  • А также есть 1,5 оборотный с приземлением — как в балетном прыжке. Был популярным только в XX веке.

Фото 3

Фото 1. Схема выполнение прыжка Тулуп: показаны все фазы, от разгона до приземления.

Двойной и тройной прыжок в фигурном катании

Количество оборотов, которые может выполнить фигурист зависят от нескольких факторов: скорость, плотность группировки, скорость вращения и время «полёта».

На исполнение двойного тулупа у фигуристов уходит небольшое количество времени, в случае, если они умеют делать одинарный. С тройным всё сложнее, приходится учитывать все перечисленные факторы. При выполнении двойных и тройных прыжков рекомендуется уменьшить замах, для того, чтобы быстрее и плотнее группироваться во время прыжка (что увеличит вероятность выполнить идеально).

Что касается техники прыжка, то заход выполняется обычно с правой ноги по прямой, толчок делают после поворота с тройки вперёд-внутрь — назад-наружу зубцом левого конька.

Делая оборот в прыжке, фигурист приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. То есть он выполняется со сменой ноги, отталкиваясь левой — приземляется на правую. По технике очень похоже на прыжок «Сальхов».

Ещё можно зайти с вальсовой тройки (тройка вперёд-наружу и переступание на правую ногу).

На соревнованиях тулуп оценивается следующим образом: 0,4 балла — одинарный, 1,3 — двойной, 4,3 — тройной, самый высокий балл, соответственно, у четвёртого — 10,3.

Советы детям и взрослым, осваивающим тулуп

Для тех, кто хочет научиться выполнять тулуп нет каких-то «наводящих» упражнений. Сначала ученик выполняет тройку вперёд-внутрь, затем, выйдя, на дугу назад-наружу совершает прыжок, отталкиваясь левой ногой. Делая оборот, он приземляется на правую ногу (в том случае, если фигурист совершает элементы по часовой стрелке, «меняются местами» коньки).

  • Неплохо будет усовершенствовать именно исполнение тройки вперёд-внутрь и назад-наружу, так как распространённой ошибкой является сильное перекрещивание отталкивающейся ноги перед прыжком.
  • Ученикам рекомендуют выполнять махи ногой более сдержанно и следить за тем, чтобы плечи были развёрнуты в центр круга до толчка, а в сам момент отталкивания начали работать на скручивание из круга.

Для начала можно научиться тулупу вполоборота, тем самым подготовить себя к полноценному выполнению элемента: когда правая нога находится на наружной дуге в момент отталкивания, надо поставить левую, как этого требует тулуп, и, не разворачиваясь сделать пол-оборота, чтобы научиться прыгать с толчковой ноги.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором юная фигуристка показывает, как выполнять простые прыжки на льду.

Правила безопасности

Не стоит забывать и о технике безопасности на льду!

  • Начинающим спортсменам, рекомендуется использовать защиту в виде шлема, наколенников, налокотников. А также стоит позаботиться о тёплой и комфортной одежде для катания, чтобы не получить охлаждение и не чувствовать себя скованно.
  • Падать также стоит правильно: во-первых, постараться упасть набок, но не на живот или спину (так вероятность получения травмы заметно снижается), во-вторых, не выставлять локти, вместо этого прижать их к телу в полусогнутом состоянии, в-третьих, необходимо напрягать шею, опустив подбородок вниз (меньшая вероятность получения травмы головы).

Фото 6

Фото 2. Правильная поза при падении: тело повернуто на бок, противоположные локоть и колено слегка согнуты.

  • Нога в коньке не должна «болтаться», она должна хорошо и плотно зафиксирована.
  • Чтобы совершить трюки на льду — рекомендуется взять пару уроков у мастера. В этом случае самостоятельность — не очень похвальное качество!

sportyfi.ru


Categories: Коньки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector