Фигурное катание — это вид спорта, который характеризуется обязательным использованием различных элементов программы. Каждый фигурист должен уметь выполнять не только простейшие элементы, но и сложные. К ним и относят каскад лутц риттбергер. Прыжки обычно присутствуют в программе любого спортсмена, а от уровня их сложности зависит сумма баллов начисляемых фигуристу. Что такое флип, тулуп, риттбергер, сальхов, лутц и аксель в фигурном катании? Рассмотрим это далее.

Каскады из разных прыжков

Для усложнения произвольной программы обычно используют те прыжки, что принесут больше баллов. Мужчины включают четверные прыжки, а женщинам проще выполнять тройные. Сила отталкивания, мах свободной ногой и опора влияют на высоту прыжка, а красивый выезд обеспечивает безошибочное владение техникой. Пары в катании применяют выбросы, от сложности которых зависит полученный балл и итоговая позиция в таблице.

Принято разделять их на две группы:

  • реберные, в этом случае отталкивание происходит от ребра опорного конька.
  • зубцовые или носковые, в данном случае толчок приходится на носок или зубец свободной ноги.

В каждой из этих групп есть три разновидности прыжков. Сальхов, аксель и риттбергер традиционно считаются реберными, а флип, тулуп и лутц — зубцовыми. Сальхов, аксель, тулуп, риттбергер, лутц, флип — как все различить?

Обычный зритель не всегда может правильно определить элемент, который выполняет фигурист. Особенно это касается каскада лутц риттбергер — одного из самых зрелищных и сложных элементов программе. За четверные прыжки могут вычислить от 10 до 15 баллов. Но их трудно выполнить, оценка лутца — 13,6, риттбергера — 12,0.

Поэтому начинающие фигуристы стремятся как можно быстрее освоить прыжки повышенной сложности.

За не докрученный до 180 градусов прыжок обычно начисляют 70% от оценки. А если не удалось выполнить прыжок, то элементы оцениваются на ступень ниже. Например, тройной могут посчитать двойным, и вместо 6 баллов спортсмен получит 2,1 как за двойной прыжок.

Какие из прыжков совместимы?

Выполнение второго прыжка из той же позиции, в которой было приземление после первого, подразумевается техникой выполнения каскада. Запрещены любые шаги или перегруппировки спортсмена. И риттбергер и тулуп являются стандартными элементами для выполнения каскадов.


Фигуристы могут выбрать сальхов или флип как второй прыжок. Однако после введения обновленной системы судейства эти каскады становятся невпечатляющими, так как баллы за них недостаточно высокие. Нестандартным считается выполнение лутца, сделанного в другую сторону. Однако это требует большого мастерства. Программа катания для одиночных фигуристов обязательно включает в себя каскад, состоящий из первого тройного и второго двойного прыжков.

Известный тренер Мишин А.Н. подразделяет каскады на два вида:

  • Первый — второй прыжок делается за счет остаточного кручения с первого. В качестве примера можно привести любой стандартный прыжок, например, лутц, а затем риттбергер.
  • Второй — это выполнение раздельно первого и второго прыжков, например, одноногого акселя или сальхова.

Техника выполнения

Она состоит из 5 этапов:

  1. Заход — спортсмен разгоняется, разворачивается и набирает скорость.
  2. Амортизация — фигурист приседает на одну ногу, чтобы получить толчок.
  3. Толчок — он происходит при помощи опорной ноги для реберных прыжков, а в носковых при помощи свободной. Техника выполнения лутца предполагает не только участие корпуса, маха свободной ноги и крутизны линии захода, но и наклон внутри дуги выезда. Это необходимо для того, чтобы спортсмен после того, как прыгнул, не упал.
  4. Полет — для осуществления нескольких оборотов за короткое время спортсмену нужно сгруппироваться, а при посадке разгруппироваться надо очень быстро. В тройном прыжке фигурист обычно крутится вокруг своей оси неполных три оборота от 2,25 до 2,5 оборота, примерно половина круга уходит на отталкивания, а ещё четверть на приземление.

  5. Приземление — техника осуществления любого прыжка предполагает, что фигурист, использующий левое вращение, приземляется на носок конька правой ноги, а затем делает выезд на нижнем ребре.

В парном катании и одиночном

В парном фигурном спорте принято катать любые элементы в технике синхронного движения. Оба партнера должны одновременно сделать выбранный прыжок, чтобы не только у зрителей, но и у судей осталось впечатление сбалансированности. Техника должна быть похожей, если же есть разница, то следует скоординировать выезд. После выполнения любого прыжка позы спортсменов должны быть идентичными. Среди сильнейших фигуристов тройной сальховый и тулуп или двойной аксель пользуются популярностью, а сложные элементы в программах встречаются очень редко. В коротких же их нет.

Лутц выполняется для одиночников как заход, затем подсечка назад и справа, выход на наружном ребре левого конька на позицию по длинной дуге в обратном направлении. Так его можно распознавать среди других видов. Туловище вправо наружу развернуто и в другую сторону. Затем выполняется прыжок, и нужно опуститься на левую ногу, опереться на правый носок и закрутиться при помощи рук и корпуса. Кручение — против часовой стрелки. Приземление — на правую ногу, чтобы двигаться назад и наружу. Одна из распространенных ошибок в технике данного сложного прыжка считается переход на внутреннее ребро с внешнего, и как следствие флип, его также называют флутцем.


Как отличить

Техника выполнения риттбергера начинается со скольжения наружу на правой ноге назад для левых фигуристов, а незанятая левая нога находится накрест к правой. Корпус необходимо развернуть против часовой стрелки и сделать толчок с приземлением. Фигурист опускается на правую ногу и двигается наружу назад. Чтобы его правильно выполнить необходимо при помощи троек разогнаться, они помогут достичь правильной скорости.

В парном катании принято выполнять прыжки, находясь параллельно или последовательно друг друга. Это их особенность, а если предполагается наличие вращения, то его выполняют из зеркального положения. Оба партнера должны прыгать в одинаковом направлении без перестановки, изменения дистанции или интервала между ними. Судьи оценивают расстояние, оно не должно превышать 1,5 м. Длительность полета должна быть равной, а приземление также одинаковым и одновременным. Обычно к судьям ближе находится партнерша. Чтобы правильно оценить положение, пара много тренируется, поэтому важно долго практиковать выполнение.

Как видно, различать виды прыжков можно, главное знать, в чем их отличия, особенности и техника выполнения. Конечно, в разгар соревнований можно не сразу отличить тулуп от риттбергера, а сальхов от флипа. Но при определенной тренировке можно научиться и даже видеть ошибки, неточности.


vsnege.com

Рёберные прыжки

Аксель

Название: в честь норвежца Акселя Паульсена, сенсационно исполнившего перекидной в 1,5 оборота в конце XIX века.

Стартовая дуга: левая-вперёд-наружу.

Отличительная черта: старт вперёд.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Лутц прыжок

Это самый сложный прыжок для исполнения и самый простой для опознания. Перейдя с заднего хода в дугу вперёд-наружу, фигурист сильно присаживается — и получается самый эффектный прыжок из фигурного катания. У акселя старт вперёд и выезд назад, потому в одиночном акселе 1,5 оборота, в двойном — 2,5, в тройном — 3,5.


Вот это приседание на левой ноге вперёд не спутаешь ни с чем.

Аксель в половину оборота называется «перекидной» (англ. waltz jump). Техника крайне упрощена, и обычно перекидной становится первым прыжком. Меня лично научили на второй день на фигурных коньках, правда, когда более умелая тренерша увидела этот кошмар, запретила прыгать где-то на полгода. Лучше посмотрим, как это делает профессионал.

Риттбергер

Название: в честь немца Вернера Риттбергера (1910). Обычный немецкий патриотизм, прыжок исполнялся как минимум с середины XIX века. В остальных языках называется петлей (loop jump). И в русском тоже, только в 1970-е годы название «петля» сменилось «риттбергером», видимо, через карлмарксштадтскую школу.

Стартовая дуга: правая-назад-наружу.

Отличительная черта: «прыг-скок» на правой, со скрещённых ног.

Старт с шагов: част.

Лутц прыжок

Риттбергер многолик: исполняется и с тройки с полуподсечкой, и с внутренней тройки, и просто с дуги, без особой подготовки. Встаёт на правую ногу, ставит левую накрест, и прыг-скок!


Эталонный риттбергер с длинной дуги. Интересно, думала ли девчонка, что шесть лет спустя сенсационно выиграет самое престижное соревнование?

Интересна тут Мао Асада (вторая, в сине-белом): старт тут с такой глубокой подсечки, что не сразу и поймёшь, что это риттбергер. Третья, в пёстром (Марина Кильман) исполнила целый каскад: сначала аксель, потом куча риттбергеров. Очень давнее выступление, около 1995, сейчас такое запрещено.

Сальхов

Название: в честь шведа Ульриха Сальхова, 1900-е годы.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь.

Отличительная черта: с двух ног.

Старт с шагов: обязателен.


Лутц прыжок

Исполняется только с разворота (тройки или моухока), с двух ног. Странный прыжок: его постоянно принимают за что-то зубцовое. Комментаторы шутят: если явно с ребра, не риттбегер и не аксель — значит, сальхов.

Вот вам целая подборка одной фигуристки — Ким Ён А.


Четверной сальхов первого попавшегося мужчины (Хавьера Фернандеса) и единственная женщина, исполнившая четверной сальхов (Мики Андо). Иногда кажется, что прыжок с зубца — но нет, это сальхов.

Зубцовые прыжки

Если рёберный прыжок с правой на правую — одноногий, то зубцовый одноногий с левой на правую: ведь будет переход с левой опорной ноги на правую свободную.

Лутц

Название: в честь австрийца Алоиза Лутца, ок. 1910.

Стартовая дуга: левая-назад-наружу. Зубец, соответственно, правый.

Отличительная черта: буквой S с длинным пологим входом.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Лутц прыжок

Я упоминал, что «неестественные» шаги слишком сложны, чтобы с них прыгать. Тогда что тут делает противовращательный заход? Просто у него очень эффективный замах руками. Фигурист проезжает на левой ноге едва ли не через полкатка, зацеп правым зубцом — и прыжок в обратную сторону.


Вот неплохое видео по лутцу. Правда, первая (Ким Ён А) исполнила не просто лутц, а каскад лутц-тулуп. Ну и как без рекламных видео московской компании, подбирающей фигурные коньки всем, от новичков до чемпионов (никаких массовых и хоккейных)?

Флип

Название: англ. flip — щелчок.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь; правый зубец

Отличительная черта: с разворота, упёрся правой ногой, и такой же прыг-скок, как у риттбергера.

Старт с шагов: практически обязателен.

Лутц прыжок

Ну что сказать? Всё тупо и естественно: раскручиваемся на левой, закалываемся правой, и прыг-скок!

Тулуп

Название: англ. toe loop — кульбит на носке. И национальная русская одежда тут ни при чём!

Стартовая дуга: правая-назад-наружу; левый зубец

Отличительная черта: непонятно откуда неестественным образом высовывается левая нога и цепляется зубцом.

Старт с шагов: практически обязателен.

Лутц прыжок

Если по флипу видео очень мало, то мужуки постоянно меряются, у кого длиннее тулуп. Так что найти что-то интересное несложно. Казалось бы, заход на риттбергер, правая нога, но вместо того, чтобы скрестить ноги, он неестественно высовывает левую и с неё прыгает.

Одиночный тулуп действительно неестественный, и начинающему надо ещё вкатиться в него. Я лично не умею. Недовернёшь туловище — заблокируешь сам себя и просто не выпрыгнешь. Слишком завернёшь — будет «ту-аксель», перекидной с зубца. А вот двойной, тройной и четверной — самый простой из всех.

Сотникова прыгает немного с необычного захода, но это тоже тулуп.

Флутц и лип

Они же «лутц и флип не с того ребра». Это не прыжки, это ошибки и за такое жёстко штрафуют.

Обратите внимание, стартовая дуга у флипа и лутца одного цвета, только рёбра разные. Лутц, выполненный с внутреннего ребра, как флип, называется «флутц». Флип, выполненный с наружного ребра — «лип». Могу ошибаться, но причина ошибки — фигуриста подводит мышечная память и он закалывается зубцом не в той точке.

Вот вам «флутц». Заход — лутц, отрыв — флип.

А вот целая подборка (смотреть с 4:30)

Где флип, а где лип.

Резюме

С ребра:

  • Аксель: старт вперёд.
  • Риттбергер: с правой на правую, со скрещённых ног.
  • Сальхов: с левой (ну или с двух) ног на правую.

С зубца:

  • Лутц: длинная дуга левая-назад-наружу, буквой S.
  • Флип: с разворота, левая-назад-внутрь, совсем бесхитростно, как риттбергер.
  • Тулуп: с правой ноги, высовываем левую и скачем с левой на правую.

mercury13-kiev.livejournal.com

Тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц, аксель, перекидной.

Прыжки делятся на 2 группы:

Зубцовые и рёберные.

Зубцовые прыжки:
Тулуп, Флип, Лутц.

Рёберные прыжки:
Аксель, ри́ттбергер, сальхо́в.

У всех прыжков разный заход например:
Тулуп начинается с левого зубца.

Сальхов
Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный, двойной, тройной или четверной сальхов.
Тулуп.
Наиболее распространённый заход на прыжок — по прямой с правой ноги, с тройки вперёд-внутрь. Выйдя на дугу назад-наружу, фигурист отталкивается зубцом левого конька. Приземление на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.
Ри́ттбергер
Фигурист с левым вращением скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная (левая) нога вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной (правой) ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление, как и в остальных прыжках, на правую ногу назад-наружу.

Флип.
Выполняется с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, удар зубцом правой ноги. Приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Лутц.
Лутц — прыжок с противовращательным заходом (траектория фигуриста похожа на букву S). Из всех подобных прыжков (валлей, внутренний аксель и т. д.) только лутц стал стандартным — из-за эффективного замаха, позволяющего исполнить три оборота.

А́ксель.
Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Одиночный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного акселя на соревнованиях. Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.

otvet.mail.ru

Виды прыжков

В данный момент в фигурном катании существует шесть видов прыжков. Все прыжки можно разделить на две основные группы:

  • рёберные;
  • зубцовые.

В свою очередь в состав каждую группу входит по три вида прыжка.

Рёберные прыжки

Рёберный — это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

Сальхов

Сальхов

Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,4;
  4. 10,5.

Сальхов является одним из самых легких прыжков.

Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

Риттбергер

Риттбергер

Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,8;
  3. 5,1;
  4. 12,0.

Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.

Аксель

Аксель

Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

  1. 1,1;
  2. 3,3;
  3. 8,5;
  4. 15.

Зубцовые прыжки

Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

Тулуп

Тулуп

Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,3;
  4. 10,3.

Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

Флип

Флип

Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,9;
  3. 5,3;
  4. 12,3.

Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

Лутц

Лутц

Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,6;
  2. 2,1;
  3. 6,0;
  4. 13,6.

Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.

semyatut.ru

Лутц – 1Lz, 2Lz, 3Lz, 4Lz

Лутц считается вторым по сложности прыжком, после акселя. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца. Один из самых эффектных прыжков в фигурном катании. Заход на лутц  осуществляется по пологой дуге. Четверной прыжок впервые зафиксирован в сентябре 2011 года в исполнении Брендона Мроза (США).

Разбег – дуга назад-наружу на левой ноге, правая нога и рука отведены назад, левая рука слегка вытянута вперед. Корпус повернут вправо.
Толчок – практически прямая свободная нога тянется назад за опорную ногу, которая активно сгибается в коленном и голеностопном суставах. Во время удара правой ногой об лед начинается скручивание верхней части тела против часовой стрелки. Левая нога первой отрывается ото льда и подтягивается к правой.
Полет – группировка – руки сжаты в кулаках и прижаты к груди.
Приземление – назад-наружу на правую ногу, руки выпрямлены в сторону.

Типичные ошибки:
Разбег.
1. Нет фиксации звеньев тела (руки, свободная нога), непосредственно перед наездом на прыжок.
2. Недостаток или переизбыток скорости. В первом случае ошибка приводит к малой высоте и малому пролету вперед, во втором – к раскоординации действий в других фазах.
3. Чрезмерный наклон корпуса вперед от вертикальной оси на дуге наезда.
Толчок.
1. Дуга наезда назад-внутрь. Самая распространенная ошибка!
2. Удар зубцом толчковой ноги непосредственно под пятку или сбоку от опорной ноги (прыжок под себя).
3. Поворот корпуса и рук происходит не одновременно в момент отталкивания от льда.
4. Сильное маховое движение левой ногой по направлению вращения с отведением ее в сторону поворота.
Полет.
1. Ранняя группировка (отталкивания еще не произошло, а руки уже собраны в группировку).
2. Недостаточная плотность группировки. Чем дальше звенья тела (руки, левая нога) находятся от вертикальной оси (корпус, правая нога), тем сложнее скрутить необходимое количество оборотов. Характерно для многооборотных прыжков.
3. Наклон корпуса вперед перед разгруппировкой.
Приземление.
1. Приземление на весь конек. Приводит к дополнительной нагрузке на голеностопный, коленный и тазобедренный суставы и опрокидыванию назад.
2. Чрезмерный наклон корпуса вперед в момент касания льда зубцом, приводящий к падению вперед.
3. Несвоевременная разгруппировка (перекрут) в момент касания льда, плечи смотрят вперед или тем более влево.

На этом обзор прыжков из списка закончен. На следующей неделе выйдут статьи о других видах прыжков. Каких? Пишите ваши варианты в комментариях. Самые интересные варианты будут освещены в будущих статьях!!!

С уважением,
Илья Калашников

 

return back

 

figurica.ru

Прыжок тулуп

В фигурном катании прыжок тулуп, от английского toe loop — «петля на носке», считается одним из относительно простых. Чаще всего на этот прыжок заходят с правой ноги, с шага называемого «тройка», когда фигурист меняют направление движения, поворачиваясь на одной ноге. Двигаясь назад, спортсмен отталкивается ото льда носком левого конька. Приземляется фигурист опять же на правую ногу, продолжая движение назад.

Изобрел прыжок в 1920-ые годы профессиональный американский фигурист Брюс Мэйпс. В художественном катании на роликовых коньках прыжок до сих пор называют его именем. Тройной тулуп, то есть тулуп в три оборота, впервые выполнил на чемпионате мира 1964 года, проходившем в немецком Дортмунде, другой американский фигурист Томас Литц. Кто из женщин впервые исполнил тройной тулуп, достоверно неизвестно.

Сегодня ведущие мастера фигурного катания освоили тулуп в четыре оборота. По одним данным первым на официальных соревнованиях исполнил его Александр Фадеев в 1983 году, по другим чешский спортсмен Юзеф Сабовчик в 1986 году. Правда, в обоих случаях прыжок не был засчитан судьями из-за ошибок. Первый засчитанный четверной тулуп выполнил канадец Курт Браунинг. Женщинам тулуп в четыре оборота пока не покорился. Несколько раз его неудачно пыталась выполнить француженка Сурья Бонали.

Прыжок лутц

Прыжок лутц назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца впервые его исполнившего на официальных соревнованиях в 1913 году. Техника прыжка такова. Фигурист движется назад по длинной дуге на наружном ребре левого конька. Приседает на той же левой ноге и, отталкиваясь ото льда носком правого конька, раскручивается против часовой стрелки за счет замаха руками и туловищем. Приземляется фигурист уже на правую ногу.

Лутц — очень сложный прыжок, потому что производится с контр-вращением. Естественный порыв организма при его исполнении — перейти в последний момент с наружного ребра конька на внутреннее. В результате получается нечто среднее между прыжками лутц и флип. Специалисты неофициально называют этот неправильный лутц — «флутц» и судьи значительно снижают за него баллы.

Первым фигуристом, исполнившим лутц в три оборота, стал канадец Дональд Джексон. Произошло это на чемпионате мира 1962 года. Лишь 12 лет спустя повторить прыжок смог спортсмен из ГДР Ян Хофман. Среди женщин первой выполнила тройной лутц швейцарская фигуристка Дениза Бильманн в 1978 году. Четверной лутц первым покорился американцу Брендону Мрозу на гран-при 2011 года.

www.kakprosto.ru

Тулуп

С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц. Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет – до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг. Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов.

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали – неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо, но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое – на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Флип

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок – характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Лутц

Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании – лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон, которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя – в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс, но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году – падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.

Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Сальхов

Один из самых легких прыжков в фигурном катании – сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем. Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон, покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл.

Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова. А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер

Общепринятое название этого прыжка – риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом – очередная калька с английского слова loop (петля).

Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году. Это второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин – в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон, среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер, на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко, пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он – единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. 

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени – в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

www.aif.ru

Лутц — прыжок в фигурном катании, названный в честь фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в далёком 1913-м году. В исходном перед толчком положении спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге. Затем он приседает на опорной ноге, свободной упирается зубцами в лёд и выполняет прыжок. Вращательное движение в прыжке лутц создаётся двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубца конька толчковой ноги. Попытки предварительной ротации на льду меняют саму суть прыжка, так как именно силовой его характер (долгое время тройной лутц считался чисто мужским прыжком) и большее (относительно других прыжков) реальное количество оборотов в воздухе определяют его высокую базовую стоимость.

Но, благодаря мягкому отношению судей к этому, правильная техника исполнения лутца постепенно становится раритетом. Всё больше спортсменов и тренеров осваивают современные технологии с отталкиванием с использованием ребра и преротацией. Начнём с примеров анти-лутца.

Лутц прыжок

Лутц прыжок

Отрыв с чистейшего внутреннего ребра, отталкивание ребром. Можно рассматривать это как неправильный сальхов с дополнительным отталкиванием второй ногой. Можно — как флутцбергер (флутц + риттбергер), так как отрыв осуществляется с ребра правой ноги с преротацией, как в риттбергере. Одно очевидно — это никакой не лутц, а непонятное нечто, заслуживающее отметки «е» в протоколах и максимальной сбавки (-3 за неправильное ребро и -2 за плохой отрыв, итого -3 без вариантов, несмотря ни на какие руки на макушке).

Лутц прыжок

Преротейшн 180 градусов на лутце, где в норме он должен быть от практически 0 до 90 (самый максимум).

Далеко не всё ладно с лутцем и у действующего чемпиона мира среди мужчин. Всё тот же Чемпионат Европы этого года, ракурс не очень хороший, но видно, что ребро как минимум сомнительное (обязательна пометка «!» в протоколе):

Лутц прыжок

Всё то же использование ребра при отталкивании:

Лутц прыжок

И всё та же предварительная ротация, превышающая допустимую для данного прыжка:

Лутц прыжок

Но если Хавьер прыгает только один тройной и выигрывает на благосклонности судей копейки (по меркам мужского катания), то новое поколение уже вовсю учит дорогие четверные лутцы по новым методикам. Безусловным «лидером» здесь является чемпион мира среди юниоров Винсент Чжоу с недочетверным флутцбергером. Старается не отставать и серебряный призёр — Дмитрий Алиев:

Лутц прыжок

Лутц прыжок

Лутц прыжок

Да, с таким лутцбергером немудрено выучить лутсик в три с небольшим реальных оборота и выдавать его за четверной. Недаром его последний лутц в инстаграме мало кто признал за четверной.

Однако в целом российские одиночники делают лутц очень качественно. Отталкиваются зубцами, градусы не скрадывают. К таковым относятся, например, Александр Самарин, Максим Ковтун, а самым ярким образцом, пожалуй, является Михаил Коляда:

Лутц прыжок

Лутц прыжок

Зубцы в лёд — и в воздух! Преротация околонулевая, точнее вообще отсутствует, так как это уже детали техники исполнения, а преротейшн — это превышающая пределы умышленная кража части оборота. Неудивительно, что Михаилу пока не даётся четверной лутц — с его правильным исполнением прыжка ему обычно не достаёт 45+ градусов докрута, которые обладатели «читерной» техники давно легко бы спрятали в прер.

Точно так же образцово исполняет лутц Артур Дмитриев-младший.

В женском катании среди топовых фигуристок правильным лутцем обладает Елена Радионова — судя по всему, Инна Гончаренко в целом сильна в постановке техники прыжков. Неудивительно, что с пубертатом Елене пришлось подкачивать ноги под её силовое исполнение лутца, и всё равно она его порой немного недокручивает, порядка 45-60 градусов, из-за чего страдает качество выездов. Но это совершенно не значит, что она чем-то хуже читерящих юниорочек.

А самая высокая концентрация правильных лутцев, конечно, в группе Алексея Николаевича Мишина. Часто люди спрашивают, что же у них со всей Мишинской техникой не всё получается и они, бывает, уступают тем или иным соперникам/соперницам? Так настоящий лутц СЛОЖНЕЕ! Елизавета Нугуманова:

Лутц прыжок

Лутц прыжок

Зубцы в лёд — и в воздух! По классике. Преротация в пределах 60 градусов и таковой, собственно, и не является — обычное закручивание в прыжок. Но у Лизы пока ещё не хватает сил и порой вылезают недокруты, которые легко можно было бы спрятать в прер с техникой а-ля Дудаков-Тутберидзе.

Схожее исполнение у Елизаветы Туктамышевой, с той лишь разницей, что с мощью у неё всё в порядке и недокруты вылезают крайне-крайне редко. Когда пишут, что идеальная техника Туктамышевой миф только потому, что она не штампует по 7 тройных в каждой произвольной, это сразу выдаёт ничего не понимающего в фигурном катании человека. Техника — это не стабильная долбёжка прыжков (зачастую с  большими преротейшенами), а правильное и качественное исполнение:

Лутц прыжок

Каролина Костнер, хотя училась и не у Мишина, также является обладательницей настоящего лутца. И вообще всегда отличалась эталонным исполнением прыжков и скручиванием их в воздухе, отсутствием недопустимых преротейшенов.

Самое интересное, что, несмотря на прописанные в правилах кары за указанные в посте нарушения при исполнении лутца, на практике они не применяются. Даже на неправильные рёбра судьи нередко закрывают глаза, что совсем уж финиш. Про неправильный отрыв нечего и говорить. Таким образом, «читерный» лутц выгоднее со всех точек зрения: он менее энергозатратен (после него легче чисто доделать остальную часть программы), его легче сделать (меньше оборотов за счёт преротации), его реже срывают, он позволяет потенциальный недокрут спрятать в преротейшн. Более того — критерий «лёгкости исполнения» в гое (оценке за качество исполнения) на нём также легче получить: подпрыжка а-ля Мияхара, конечно, будет выглядеть сделанной без усилий на фоне настоящего, силового исполнения. Для лутца — такого, каким он должен быть — это даже анти-критерий, получается.

Лутц прыжок

Эпичнейшая преротация Мияхары

Вывод из всего этого, конечно, не в том, что завтра же все бежим разучивать читерскую технику лутца. А в том, что фигурное катание вплотную подошло к необходимости изменений в правилах, поощряющих правильное, техничное исполнение. Про рёбра в них уже есть, надо только соблюдать, а добавить надо ещё про отталкивание, причём прямо в базовую стоимость прыжка — в виде поощрений правильного исполнения или же понижений за «читерское». Иначе волны новых фигуристов с неправильной техникой захлестнут фигурное катание, а спортсмены с правильной и дальше будут оставаться в невыгодном положении. А те же женские соревнования окончательно скатятся к тому, чья Федерация лучше накрутит оценки своей «Мияхаре» — еле отрывающейся ото льда и скрадывающей на нём обороты, зато стабильной-престабильной.

Лутц прыжок

Каролина с Лизой поднимают тост за правильный лутц. Присоединяйтесь!

www.sports.ru


Categories: Коньки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector