Сегодня спортсменами-профессионалами применяется целый арсенал прыжковых трюков, разделенных на две отдельные группы. Реберный прыжок в фигурном катании получил свое название благодаря технике отталкивания ребром конька. К реберным прыжкам относится аксель, петля и сальхов.

прыжок в фигурном катании

Следующая группа – носковый прыжок в фигурном катании — требует отталкивания носком конька, на котором располагается ряд специальных зубцов. В данной группе прыжков спортсменами наиболее часто выполняются полюбившийся всем тулуп, лутц и флип.

Аксель

перекидной прыжок в фигурном катанииАксель – прыжок в фигурном катании, который рассматривается фигуристами как наиболее сложный элемент в плане технического исполнения. Прыжок является единственным, выход на который осуществляется при движении вперед. Правильное выполнение акселя требует от фигуриста скольжения наружу и совершения выпада на правой ноге с разворотом вперед. Во время прыжка фигурист одновременно выбрасывает одну свободную ногу и слегка притормаживает другой.


Вращение в воздухе при выполнении акселя нуждается в быстрой перегруппировке, что обеспечивает гладкий упор на маховую ногу. Несмотря на отталкивание при разгоне вперед, спортсмен приземляется спиной к направлению движения. Поэтому данный прыжок в фигурном катании является уникальным элементом, где количество вращений вычисляется исключительно с половинами.

На протяжении длительного времени аксель считался мужским элементом фигурного катания. Лишь в середине прошлого века американка Кэрол Хейсс закрепила за собой титул первой женщины, которой покорился двойной аксель. Позже, в 1988 году, тройное вращение при выполнении элемента удалось японке Мидори Ито. С того времени достижение спортсменки на официальных соревнованиях удалось повторить лишь пяти девушкам. Впрочем, аксель для женщин не считается абсолютно обязательным элементом программы.

Сальхов

прыжок в фигурном катании называетсяНаверное, для фигуриста-профессионала не существует более легкого прыжка по сравнению с сальховом. Этот одинарный реберный прыжок впервые исполнил Ульрих Сальхов в 1909 году. Через какое-то десятилетие спортсмены принялись демонстрировать двойные и тройные сальховы. Ну а четверной прыжок покорился юному фигуристу Тимоти Гейблу в 1998 году.


Если говорить о технике выполнения прыжка, то заключается она в следующем. Заход на вращение осуществляется дугой по направлению назад-внутрь. Параллельно с этим выполняется мах свободной ногой вокруг корпуса. Приземляется спортсмен на наружное ребро, после чего маховая нога опускается на площадку и продолжает движение.

Петля

Петля – реберный прыжок в фигурном катании, широко известный также как «луп». Впервые на международных соревнованиях элемент выполнен немецким фигуристом Вернером Риттербергером в далеком 1910 году.

Техника исполнения петли требует скольжения в направлении назад-наружу с опорой на правую ногу. При этом свободная нога заходит накрест по отношению к опорной, разворачивая корпус против часовой стрелки. Одновременно выполняется отталкивание с правой ноги.

Тулуп

четверной прыжок в фигурном катанииНаиболее распространенный прыжок в фигурном катании называется тулуп. Именно с него многие спортсмены начинают знакомство с техническими элементами спортивной дисциплины. Впервые с единственным оборотом прыжок был выполнен в 1920 году американским спортсменом Брюсом Мейпом. Позже к сложности элемента были добавлены еще три вращения.


Сегодня фигуристы рассматривают тулуп как достаточно легкий прыжок в фигурном катании. Для технически верного выполнения элемента требуется отталкивание с носка левого конька, вращение назад и приземление на наружное ребро опорной ноги. Фигуристы, выполняющие прыжок в движении за часовой стрелкой, соответственно, меняют ногу для отталкивания и приземления.

Перекидной прыжок вполоборота

По сравнению с тулупом в три или четыре вращения перекидной прыжок в фигурном катании считается относительно несложным элементом. Выполняется он с подсечки по направлению против часовой стрелки. Далее осуществляется прокат на чуть согнутой в колене правой ноге. При движении на внешней поверхности лезвия конька с руками, разведенными во фронтальном направлении, происходит заход на прыжок.

Резко перемещая правую ногу впереди левой и распрямляя согнутое колено, можно выполнить довольно простое вращение вполоборота. При этом руки выступают в качестве выталкивающей силы.

Чтобы перекидной прыжок не сорвался, начиная с момента смены ног при отталкивании, нужно постараться зависнуть на мгновение в подвешенном состоянии. Полностью левая нога распрямляется лишь в прыжке.

Флип

аксель прыжок в фигурном катанииВторым по сложности элементом среди группы носковых прыжков в фигурном катании является флип. Свое название элемент получил благодаря характерному щелчку, который слышат спортсмены во время его исполнения. Тройной флип впервые выполнен в середине 70-х. К сожалению, четверной прыжок в фигурном катании пока так никому и не покорился.


Выполнение флипа требует захода по направлению назад, с упором на внутреннее ребро опорной ноги. Далее носок свободной ноги ударяется о площадку, после чего происходит отталкивание с вращением и выкат назад-наружу.

Лутц

Профессиональные фигуристы рассматривают лутц как самый сложный в техническом плане носковый прыжок. Впервые элемент был продемонстрирован австрийским спортсменом Алоизом Лутцом на международных соревнованиях в 1913 году. Потребовался какой-то десяток лет, чтобы фигуристы научились исполнять двойные и тройные лутцы. Примечательно, но четверной прыжок покорился американцу Брэндону Мрозу лишь век спустя после появления элемента в соревновательной практике.

Техника исполнения элемента заключается в прокате на левой ноге с упором носка свободной ноги в лед. Оборот происходит одновременно с касанием передней части конька площадки за счет резкого движения рук и туловища. Осуществляя несколько вращений по направлению против часовой стрелки, спортсмен опирается на правую ногу с выходом назад-наружу.

В итоге

реберный прыжок в фигурном катанииПрыжки – наиболее захватывающий элемент фигурного катания. Именно вращение в полете составляет основную часть современной программы соревнований. Головокружительные прыжковые трюки не только заставляют аудиторию вскрикивать от страха, но и ощущать радость от всплеска адреналина.


Разобравшись в технике выполнения основных прыжковых элементов, спортсмен открывает для себя совершенно иную грань спортивной дисциплины, изменяет свое видение существующих программ и собственный взгляд на систему судейской оценки.

fb.ru

Исторические предпосылки

Человек издревле изобретает удобные и быстрые методы преодоления препятствий на пути. Поэтому появилось скольжение в качестве способа передвижения на ледовых тропах через замерзшие реки и озера. Известно, что катание на коньках стало популярным развлечением еще в XVII веке. В виде спортивной дисциплины оно оформилось в 1868 г. в виде одиночного катания мужчин и в 1906 г. — женщин.

Фигурное катание стало таковым, когда конькобежцы начали вычерчивать рисунки на льду: буквы, цифры, цветы, узоры и пр. Если с нулем (кругом) или восьмеркой все очевидно, то девятка требовала прерывания следа. Поэтому, чтобы фигура получалась красивой, конькобежцы начали перепрыгивать и отрывать конек ото льда. Усложнение рисунка со временем привело к всестороннему развитию техники.

Многооборотные прыжки — что это?


Лезвие конька имеет форму, которая позволяет атлетам без особого труда совершать вращения. Это привело к появлению пируэтов. А они, в свою очередь, соединившись с выпрыгиванием, положили начало эффектным вращениям в прыжке. Соединение движений создало два разных вида прыжка.

В 1882 году норвежец Аксель Рудольф Паульсен изобрел 1,5-оборотный элемент в воздухе, впоследствии названный его именем. Спустя некоторое время, немецкий спортсмен самоучка Гильберт Фукс совершал прыжок по-своему. Отличие было в заходе, будто он собирается сделать волчок, и в приземлении — он продолжал вращаться.

В ходе дальнейшего развития дисциплины эти два стиля полностью дифференцировались. Были созданы прыжки в длину с вращением в полете и продолжительным выходом из него. И выродились прыжки на короткую дистанцию, после которых кружение продолжалось. Первый вид называются многооборотным, второй — прыжком во вращение.

Техника многооборотных прыжков

Изучение многооборотных начинается с одного или даже половины оборота.

Для исполнения двойного ключевым фактором является плотная группировка.

Фигуристы довольно легко овладевают двойным оборотом. Тогда как процесс обучения тройному прыжку труднее и занимает больше времени.

Анализ выполнения прыжков спортсменами с высоким квалификационным рейтингом показывает, что физические характеристики при одноименных прыжках 2 и 3 оборотов зачастую оказываются приблизительно равными. Отличия выявляются в следующих параметрах:

  1. Быстрота группировки.
  2. Плотность группировки.
  3. Вращение.
  4. Время.

Получается, что совет «тройной — это тот же двойной» верен лишь отчасти. Отличие в том, что при тройном фигуристу необходимо довести до совершенства каждый компонент, отвечающий за прыжок. Но они не равнозначны. Такие параметры, как плотность группировки, высота, время полета и пр. ограничены физическими данными спортсмена. Зачастую их нельзя существенно увеличить.

С другой стороны, улучшение скорости группировки дает выигрыш во вращении на 15-20%.

Следующий важный момент — сама угловая скорость. Ее увеличение достигается за счет подготовки к прыжку, то есть улучшением толчка во время отрыва ото льда.

Среди сопутствующих параметров успешности тройного находятся скоростные и силовые качества мышц. Низкий уровень их развития является главным стопором дальнейшего совершенствования техники. Таким образом, можно заключить, что скорость вращения, приобретаемая в момент толчка, и время, затраченное на группировку, являются основой перехода от двойных прыжков к тройным.

Травматизм

Опасные травмы как в одиночном, так и в парном катании завязаны главным образом на прыжках, с легким перевесом в сторону последних. Наиболее часто из-за падения травмируются коленные и тазобедренные суставы. Помимо этого, серьезной проблемой являются повреждения позвоночника: скручивания и искривления из-за неравномерных нагрузок на ноги в момент приземления.


Страх травмы может быть одной из причин, почему ученики никак не научатся выполнять многооборотные прыжки, с далекоидущими последствиями. Если тренер не справится с негативным чувством подопечного на этапе разучивания, в будущем это грозит серьезными проблемами в технике. Безусловно, исключить падения полностью невозможно, но значительно сократить их количество — реально.

Прыжки и их виды

В фигурном катании существует деление на 2 основные группы:

  1. Реберные, при которых спортсмен отталкивается ребром опорного конька.
  2. Зубцовые (или носковые), когда толчок создается носком свободной ноги.

Направление вращения определяется относительно толчковой дуги — по закривлению или против.

Реберные прыжки

Их существует три: аксель, сальхов и риттбергер. При этом третий из них делится на несколько подвидов: полуриттбергер, ойлер, валлей и внутренний аксель. Несмотря на название последнего, его механика относится больше к риттбергеру, чем к акселю. Нижеприведенное описание поможет понять, как отличить прыжки в фигурном катании.

Сальхов

Создателем прыжка является шведский фигурист Ульрих Сальхов, десятикратный обладатель титула чемпиона мира. Впервые он исполнил его в 1909 году. Забавный инцидент произошел в одиночном женском катании, когда спортсменка из США Тереза Вельд исполнила сальхов и была наказана судьями за непристойность, так как юбка задралась выше колена.


Сальхов считается самым простым из многооборотных. Чаще других первым прыжком в четыре оборота в арсенале спортсмена является именно он. Объясняется это простотой придания прыжку вращения. Это происходит благодаря кривой скольжения и повороту туловища.

Подготовка к Сальхову происходит по следующим шагам:

  1. Разбег и скольжение назад.
  2. Выполнение тройного движения «вперед-наружу — назад-внутрь».
  3. Для облегчения маха уводят назад ногу и руку не опорной стороны.

Прыжок совершается в положение конька «назад-внутрь», делается широкий мах свободной ногой и рукой во вращательном направление. Махи могут различаться — быть открытыми или закрытыми. Важным параметром является синхронное выполнение элемента рукой и ногой.

Риттбергер

Вернер Риттбергер, фигурист из Германской империи, впервые исполнил этот элемент в 1910 году. Его другим названием является «петля». Из-за ограниченности пространства для махов и сложности недопущения телом непроизвольного разворота в сторону вращения на ранней стадии, прыжок считается трудным.

Разучивать его полагается через «назад-наружу — вперед-внутрь», с чередованием на «назад-наружу» другой ногой. Эти движения могут повторяться столько раз, сколько необходимо. Существует множество разных заходов на риттбергер. Классический способ исполнения прыжка строится следующим образом:

  1. Конек совершает «вперед-наружу — назад-внутрь», во время этого нога, совершающая толчок, ставится на ход в позицию «назад-наружу».
  2. Рука, со стороны основной ноги, отводится, фигурист смотрит на внутренний изгиб дуги.

Начальная вращательная скорость задается поворотом корпуса.

Аксель

Только этот прыжок выполняется с фронтального движения. Следствием такого подхода является нецелое количество оборотов. Аксель делается от 0,5 оборотов до 3,5. При этом полуоборотный еще носит название «перекидной». Он является основой, чтобы учить многооборотные версии акселя. Пошаговое выполнение:

  1. Берется мощный разбег.
  2. Продолжается скольжением на коньке в позиции «назад-наружу».
  3. Переход на «вперед-наружу» должен быть абсолютно плавным.
  4. При этом важна постановка положения тела: контролировать таз, держать ровную спину и не опускать голову.

В акселе вращение начинается стопорным движением опорным (толчковым) коньком. В практике существует несколько версий выполнения стопора. Разница заключается в использовании зубцов или ребра. При этом зубцовый стопор встречается значительно реже. Обычно используется ребро конька.

При отталкивании в акселе производятся мощные махи руками и свободной ногой. Это делает его крайне зрелищным и эффектным движением фигурного катания. При этом он считается самым трудным для исполнения прыжком, где малейшее отклонение во время исполнения приводит к замедлению вращения и ухудшению качества, поэтому ценность его высока.

Зубцовые прыжки

Виды прыжков в фигурном катании, на первый взгляд, кажутся немногочисленными, но стоит помнить, что это основа, на которой происходит постоянное развитие.

Флип

Флип начинали исполнять еще в 1930-х годах. Первый атлет, сделавший флип, установлен не был. Он получил свое название от слова flip. Схема его выполнения следующая:

  1. Классический флип начинается с постановки «вперед-наружу — назад-внутрь»,
  2. Затем назад отводятся свободная нога и рука.

Вращение развивается поворотом корпуса и моментальным притормаживанием зубцами конька. Ключевым для флипа является четкое сильное отталкивание.

Лутц

Первым исполнителем был австрийский фигурист Алоиз Лутц и произошло это в 1913 году. По сложности он следует сразу за акселем. Это самый эффективный носковый прыжок.

Подготовка к лутцу состоит из следующих шагов:

  1. До толчка делают скольжение на коньке в позиции «назад-наружу».
  2. Безопорная нога выставлена перед собой, соответствующая рука отведена, взгляд устремлен вперед.
  3. Перед самым толчком нога перемещается к опорной, а туловище поворачивается в сторону, обратную предстоящему вращению.

Вращение атлет набирает за счет двух факторов: поворот туловища и торможение зубцом конька. Важным является очередность применения этих движений. Сначала происходит поворот, после этого сразу же подключается стопорящее движение. Любое нарушение в этом порядке приведет к уменьшению вращательного движения.

Тулуп

Исполнялся Брюсом Мэйпсом, фигуристом из Америки, в 1920 году. Название произошло от английского словосочетания toe loop. Тулуп входит в группу наиболее простых носковых прыжков.

Выполняется тулуп двумя способами: с поворота тройкой «вперед-внутрь — назад-наружу» или через переход тройкой «вперед-наружу». В последнем случае обеспечивается большая устойчивость, тогда как первый способ — возможность лучше исполнять многооборотные версии прыжков.

Каскады

При комбинировании совершаются подряд определенные элементы и переходы, объединенные идеей выступления. Каскад — это отдельный, иной подвид комбинации, отличающийся отсутствием между предыдущим и следующим прыжком чередования ног или дополнительных движений для набора скорости. Его особенность заключается в умелом использовании оставшегося количества движения. В таком виде спорта, как фигурное катание виды прыжков и схемы их каскадирования определяются на основе того, какие элементы являются наиболее комфортными для атлета.

Прыжки во вращение

Они появились за некоторое время до многооборотных и являлись первыми попытками вращаться в полете. Их главное отличие — отсутствие такой цели, как совершить наибольшее количество оборотов. Поэтому основными характеристиками для их классификации является высота выпрыгивания и аккуратное вращение.

Прочие прыжки

Помимо основных вышеописанных прыжков фигуристы исполняют множество других. Обычно их механика формируется на основе известных движений.

  • Прыжок в шпагат принадлежит к типу флипа/лутца.
  • К аксельным относится «перекидной», в литературе также называемый «вальсовый».
  • Ойлер, валлей и внутренний аксель — используют отрыв типа риттбергера.

Прыжки парного катания

Гармония действий мужчины и женщины, и их полное взаимопонимание производит на зрителя большой эффект. В этом виде катания оценке подвергается не только индивидуальное мастерство каждого партнера, но и техничность пары, которая проявляется только в совместном катании (например, совместное вращение, поддержки, выброс и прочее).

Пары исполняют все прыжки, описанные ранее, включая каскады. Обычно фигуристы делают их параллельно на расстоянии 1,5-3 метров. Если при этом направления вращений противоположны, такие прыжки называются зеркальными.

В число самых захватывающих движений парного катания входит подкрутка. Она является разновидностью поддержки. При этом партнерша усилиями партнера вращается, подброшенная в воздух. Различие подкруток происходит по ее отталкиванию, по начальному положению, по хвату партнеров и по числу оборотов. Подкрутка лутц-шпагат или аксель, например.

sportotip.ru

Виды прыжков

В данный момент в фигурном катании существует шесть видов прыжков. Все прыжки можно разделить на две основные группы:

  • рёберные;
  • зубцовые.

В свою очередь в состав каждую группу входит по три вида прыжка.

Рёберные прыжки

Рёберный — это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

Сальхов

Сальхов

Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,4;
  4. 10,5.

Сальхов является одним из самых легких прыжков.

Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

Риттбергер

Риттбергер

Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,8;
  3. 5,1;
  4. 12,0.

Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.

Аксель

Аксель

Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

  1. 1,1;
  2. 3,3;
  3. 8,5;
  4. 15.

Зубцовые прыжки

Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

Тулуп

Тулуп

Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,3;
  4. 10,3.

Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

Флип

Флип

Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,9;
  3. 5,3;
  4. 12,3.

Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

Лутц

Лутц

Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,6;
  2. 2,1;
  3. 6,0;
  4. 13,6.

Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.

semyatut.ru

Для тех, кто не бойкотирует Олимпиаду в Сочи.
И тех, кто как я: смотрит фигурное катание, но в прыжках не разбирается.
Я покопалась в статьях и собрала упрощённую классификацию основных прыжков. Чтобы понимать, что сейчас прыгают, а то вдруг комментатор промолчит.

Прыжки бывают рёберные (фигурист отталкивается от ребра конька):
Аксель (Axel jump)
Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов.
Техника: фигурист некоторое время скользит на правой ноге, потом разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, проседая над ней. Скользя на левом коньке, выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную правую ногу вперёд. Приземление на правую ногу, на ход назад на наружном ребре (NB! такое приземление и во всех других прыжках).
Аксель — прыжок с движения вперёд:

Считается самым сложным прыжком.

Риттбергер (Loop jump)
Выполняется с внешнего ребра правой ноги без заметных подготовительных движений.
Техника: фигурист скользит на правой ноге назад, лицом внутрь круга, свободная левая нога вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной правой ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой.
Риттбергер – ноги перед прыжком скрещены:

Риттбергер и аксель ещё никто в четыре оборота не прыгал.

Сальхов (Salchow)
Выполняется только с разворота. Прыжок делается с внутреннего ребра левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела.
Сальхов – перед прыжком разворот, мах ногой вокруг тела:

И вторая категория – зубцовые прыжки (отталкиваются зубцом):
Тулуп (Toe loop)
Выполняется с внешнего ребра правой ноги. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок зубцом левого конька с приземлением на правую ногу на ход назад-наружу. На выходе фигурист оказывается в той же позиции, что и на входе.
Тулуп – со сменой ноги:

Флип (Flip)
Чаще всего исполняют с разворота. Выполняется с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, удар зубцом правой ноги.
Флип – с внутреннего ребра, прыгают с разворота:

Лутц (Lutz)
Прыжок с противовращательным заходом, выполняется с внешнего ребра левой ноги, траектория фигуриста похожа на букву S. Основной заход на лутц — длинная дуга, поэтому отличить его от флипа (исполняемого с другого ребра) несложно.
Лутц – с внешнего ребра, прыгают с дуги:

Прыжки можно выполнять в два, три, четыре оборота (и мечтать прыгнуть пять оборотов) и делать из них каскады по два или три прыжка.

Будем наслаждаться фигурным катанием более осмысленно.

nat-nat.livejournal.com

Тулуп

С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц. Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет – до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг. Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов.

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали – неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо, но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое – на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Флип

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок – характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Лутц

Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании – лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон, которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя – в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс, но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году – падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.

Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Сальхов

Один из самых легких прыжков в фигурном катании – сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем. Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон, покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл.

Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова. А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер

Общепринятое название этого прыжка – риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом – очередная калька с английского слова loop (петля).

Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году. Это второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин – в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон, среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер, на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко, пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он – единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. 

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени – в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

www.aif.ru

тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель

Тулу́п (англ. toe loop) — один из простейших прыжков в фигурном катании. Обычно фигуристы разучивают его сразу же после сальхова.

Наиболее распространенный заход на прыжок — по прямой с правой ноги, с тройки вперед на внутреннем ребре, на отталкивании конек правой ноги расположен на ход назад, на наружном ребре, а носком (зубцом) конька левой ноги фигурист отталкивается ото льда. В воздухе фигурист вращается против часовой стрелки. Приземление осуществляется на ту же правую ногу, на ход назад, на наружном ребре. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно. Возможен также заход с тройки вперед — наружу, а отталкивание с другой ноги, с хода назад. Тулуп — наиболее часто используемый в качестве второго прыжка в каскаде.

Сальхо́в (англ. salchow) — один из трех рёберных прыжков в фигурном катании (наряду с риттбергером и акселем) . Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружнее ребро на ход назад на маховую ногу. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный, двойной, тройной или четверной сальхов.

Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1909 году. На Олимпийских играх 1920 года американка Тереза Вельд стала первой в истории женщиной, выполнившей прыжок сальхов, однако судьям это не понравилось: по их выражению, «этот прыжок не подходит для леди, так как во время его исполнения юбка задирается выше колен» .

Ри́ттбергер (англ. loop) — один из трех рёберных прыжков в фигурном катании.

Выполняется после скольжения назад на наружном ребре. Отрыв ото льда происходит за счёт увеличения центробежной силы вследствие уменьшения радиуса толчковой дуги. Свободной ногой выполняется мах вверх-назад. Приземление выполняется на наружное ребро той же ноги с которой выполнялся толчок в скольжение назад.

Флип (англ. flip — «щелчок» ) — прыжок в фигурном катании. Второй по сложности среди зубцовых. Выполняется с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, удар зубцом правой ноги. Приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

В Англии флип иногда называют ту-сальховым (англ. toe salchow), подразумевая идентичность с сальховым за исключением добавления удара носком.

Лутц (луц) — прыжок в фигурном катании. Является зубцовым прыжком. Названный в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный, двойной и тройной лутц. Лутц является вторым по сложности после акселя.

Чаще всего на лутц заходят с подсечки назад направо (по часовой стрелке) . Прыжок выполняется с хода назад с наружнего ребра левой ноги, удар зубцом правой ноги. Приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

А́ксель (англ. Axel jump) — один из прыжков в фигурном катании. Является рёберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного акселя на соревнованиях. Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.

otvet.mail.ru

Прыжки – это основные элементы фигурного катания. Все прыжки делят на две группы рёберные и зубцовые. При выполнении рёберного прыжка ребром опорного конька отталкиваются от поверхности, а при зубцовом прыжке отталкиваются зубцом свободной ноги. Практически все прыжки названы в честь спортсменов, которые их первыми выполнили, и лишь некоторые названия передают технику исполнения. Рассмотрим основные прыжки.

  • Риттбергер – это прыжок напоминающий петлю. Первым исполнил немецкий фигурист — Венер Риттбергер
    Виды прыжков в фигурном катании
  • Сальхов — рёберный прыжок. Он назван в честь фигуриста из Швеции Ульриха Сальхова. По исполнению этот прыжок близок к перекидному прыжку.
    Виды прыжков в фигурном катании
  • Аксель – самый сложный из рёберных прыжков. Его делают с движением вперёд. Название пошло от норвежца Акселя Паульсена
    Виды прыжков в фигурном катании
  • Тулуп – этот прыжок напоминает риттбергер, но это зубцовый прыжок. Его выполнить не сложно.В переводе означает «петля на носке»
    Виды прыжков в фигурном катании
  • Флип – зубцовый прыжок. В переводе означает «щелчок».
    Виды прыжков в фигурном катании
  • Лутц – зубцовый прыжок. Стоит на втором месте по сложности исполнения после акселя. Австралиец – Алоиза Лутц – первый исполнитель прыжка. Был исполнен в 1913 году.
    Виды прыжков в фигурном катании

Сейчас делают прыжки в три и даже четыре оборота. Кроме того, фигурное катание усложнилось до такой степени, что для многих спортсменов не составляет труда сделать подряд сразу несколько прыжков, причём не одинарных, а в два или три оборота.

При коллективных занятиях в школе фигурного катания сложно отработать прыжки. Поэтому лучше проводить занятия фигурным катанием индивидуально.

У многих родителей возникает вопрос, как записать ребёнка в спортивную секцию и с какого возраста начинать заниматься фигурным катанием. В школе фигурного катания желательно начать заниматься с трёх лет.

Сейчас открываются разные секции фигурного катания. В том числе спортивные секции для детей с 7 лет. В этом возрасте ребёнок способен размышлять и уже сам может определиться в своих желаниях. Можно сказать, что выбор его будет уже осознанный.

Фигурное катание самый красивый вид спорта. Заниматься спортом для гармоничного развития никогда не поздно. Спорт – это жизнь. Пусть дети укрепляют своё здоровье и стремятся к золотым медалям.

www.xkonek.ru

Цитата сообщения Dama_s_sobachkoy Как различать прыжки в фигурном катании

Видов прыжков в фигурном катании всего шесть:
1) аксель;
2) ритбергер;
3) сальхов;
4) тулуп;
5) флип;
6) лутц.

Как можно различить каждый из прыжков:
1. Аксель. Тут всё вообще просто. В момент отрыва от земли фигурист расположен лицом в сторону прыжка. Т.е. когда он совершает толчковое движение ногой, он в этот момент едет лицом вперёд. Как правило, готовясь, едет на одной (правой) ноге спиной вперёд, потом поворачивается лицом вперёд, в момент поворота меняет опорную ногу на левую, чуть приседает на ней и отталкивается. Толчковая нога — левая.
Аксель — самый сложный из прыжков с одинаковым числом оборотов. Почему? Потому что оборотов, по факту, на половину больше. Т.к. выезд с прыжка всегда спиной вперёд. А с учётом того, что прыгать приходится лицом вперёд, добавляется эта самая половина.

Хочу отметить, что прыжки я в таком порядке расположила целенаправленно, т.к. первые три — это отталкивание той самой ногой, на которой в момент прыжка едет спорсмен. В аксель он отталкивается левой ногой с небольшого приседания.

2. Риттбергер. Англоязычные товарищи называют его loop. Прыгается он, как и все остальные, кроме акселя, спиной вперёд. С акселем его роднит то, что прыгается с помощью толчка той же ногой, на которой спортсмен едет. Едет он спиной вперёд на правой ноге. Очень часто перед прыжком делают «тройки» — это такие повороты против часовой стрелки вокруг своей оси (кто знает, как выглядят твиззлы — похоже, только вторую ногу за колено не убирают, она чуть впереди правой ноги, на которой спортсмен вращается). В момент отталкивания левая нога находится чуть впереди правой внахлёст (или накрест) — как будто спортсмен сейчас усядется «нога на ногу». Короче, если прыжок с правой ноги и перед ним спортсмен покрутился в таком положении — это точно риттбергер, не ошибётесь )))

3. Сальхов. Прыгается так же спиной вперёд, но уже с левой ноги. И также отталкивание происходит ногой, на которой спортсмен в этот момент едет. Как правило, спортсмен едет немного на этой левой ноге вперёд, потом резко разворачивается спиной, машет вокруг тела свободной правой ногой и отталкивается. Иначе говоря, если в момент прыжка ноги особым образом не сложены (как у риттебергера), он не едет лицом вперёд и не толкается зубцом (о чём будет позже) — это точно сальхов. В помощь нам: отсутствие признаков других прыжков и мах правой ногой вокруг тела.

Дальше пойдут зубцовые прыжки. Что это вообще такое? Выше я описала варианты отталкивания вверх той самой ногой, на которой спортсмен едет. При зубцовых прыжках отталкивание происходит зубцом другой ноги — не той, на которой едет спортсмен.

4. Тулуп. Теоретически самый простой прыжок. Фигурист едет спиной вперёд на правой ноге, свободную левую отводит назад и толкается её зубцом. Таким образом он отрывается от льда. Вообще, когда свободная нога отводится назад — велик шанс, что это будет зубцовый прыжок ))) главное, разглядеть, какая именно нога отведена назад. Если левая — тулуп гарантирован.

5. Флип. Он тоже зубцовый. И тоже с хода назад. Спортсмен едет спиной вперёд на левой ноге, отводит правую ногу назад и толкается вверх её зубцом. Как его отличить? Спортсмен едет лицом вперёд, потом резко разворачивается на левой ноге, отводит правую назад и толкается вверх. Т.е. если фигурист ехал лицом вперёд, а потом вдруг повернулся и толкнулся зубцом — неважно, какой ноги (хотя правой, конечно же )))) ) — это, с высокой вероятностью, будет флип.

6. Лутц. Самый сложный из не-полутора-оборотных прыжков. Тоже прыгается с левой ноги с отталкиванием правым зубцом. Главное — отличить его от флипа. Это тоже возможно. Обычно спортсмен заходит на него длинной дугой на левой ноге спиной вперёд, а уже потом заводит правую ногу назад и толкается её зубцом. Т.е. перед флипом разворот, а перед лутцем нет его )))

А теперь — задачки со звёздочкой!

— Какой прыжок может быть в каскаде первым, а какой вторым? — Первым может быть абсолютно любой. А вот вторым — только риттбергер или тулуп. Почему? — Всё просто. ВСЕ прыжки приземляются на правую ногу. И прыгать в каскаде нужно с неё же, переступать нельзя, это уже не будет засчитано каскадом. Поэтому второй прыжок всегда тулуп или риттбергер (этот очень редко, т.к. сам по себе прыжок сложный)
— Что вообще такое — каскад прыжков? — Это два или более прыжков подряд без переступания и шагов между ними. Т.е. произошло приземление с первого прыжка, очень короткий выезд и следующий прыжок. Соответственно, если мы поменяем ногу с правой, например, на левую, и попытаемся прыгнуть другой прыжок — это уже будет не каскад, а, страшно сказать, комбинация прыжков, она стоит существенно дешевле каскада
— За что понижают оценки при исполнении прыжков? — Почти за всё. Неуверенный выезд. Шаг на другую ногу при выезде (степаут). Падение, само собой. Две ноги на приземлении (а должна быть строго одна — правая!) И — самое страшное — недокруты. Это означает, что, например, при исполнении тройного тулупа спортсмен развернулся не строго на 360-умножить-на-три-градусов, а поменьше.

Ну и напоследок.
Повторы по окончании выступления смотреть достаточно интересно, т.к. именно там видно, докручены ли прыжки, со всей очевидностью. Например, прыгнуть четверной, докрутить его и упасть гораздо выгоднее, чем недокрутить сильно и устоять — штраф всё равно будет, а за недокрут более половины оборота прыжок превращается в «менее оборотный». Т.е. хотелось прыгнуть 4 оборота, прыгнулось 3 с половиной, тут тебе минусовая оценка прыжка, а тут уже и прыжок дешёвый вышел. Ужас, одним словом.

В помощь к этому множеству букв:
1) Вики — описание прыжков http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%8B%D0…%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8
2) видео Ирины Слуцкой — как они выглядят http://www.youtube.com/watch?v=zkdk5wJN7C8

Постскриптум. Вообще-то прыжки ещё отличаются рёбрами, с которых они прыгаются — но оно вам надо? )))

Постпостскриптум.
Краткое содержание предыдущих серий.
1. Аксель — лицом вперёд
2. Риттбергер — покрутился на одной ноге перед прыжком
3. Сальхов — Ехал лицом вперёд, резко развернулся и махнул свободной ногой.
4. Тулуп — ехал спиной вперёд, перед самым прыжком отвёл свободную ногу назад и стукнул ))) ей об лёд
5. Флип — ехал лицом вперёд, резко развернулся, отвёл свободную ногу назад и стукнул об лёд
6. Лутц — ехал спиной назад по большой дуге, отвёл свободную ногу назад и стукнул об лёд

www.liveinternet.ru


Categories: Коньки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector